20 июля информационное агентство Defence News сообщило о том, что правительство Турции заключило контракт на сумму 3,5 млрд. долларов с немецким консорциумом (HDW, TKMS и MFI) на совместное производство шести подводных лодок класса U-214.
Согласно принятой программе модернизации подводного флота Турции, эти подлодки будут строиться на верфи Golcuk, находящейся в собственности министерства обороны.
Агентство сообщает, что новые подлодки класса U-214 будут приняты на вооружение уже в 2015 году. Чем это чревато для России, поясняет в беседе с наши корреспондентами вице-президент Академии геополитических проблем полковник Владимир Анохин.
«СП»: — Зачем Турция в период кризиса вбухивает такие средства в подводные лодки, которых у нее и так почти в десять раз больше, чем у российского Черноморского флота?
— Строительство шести новых подводных лодок — очередной шаг в направлении выдавливания России из Черноморского бассейна. Это главная задача Североатлантического блока НАТО на юге Европы. Турция и Германия, а также готовая на все Украина — лишь угодливые исполнители.
«СП»: — Чем обусловлена такая задача НАТО?
— Мотивы известные: ослабление России, как главного геополитического конкурента США, и контроль над энергоносителями. Все достаточно примитивно.
«СП»: — Почему такая задача ставится именно сегодня?
— Этот район в геополитическом плане всегда притягивал западные страны, но опасения получить достойный отпор на южных рубежах Советского Союза останавливал всех. Теперь другое дело. С развалом СССР Вашингтон и Брюссель постарались активизировать свое военно-морское присутствие непосредственно у границ новой России. Еще несколько лет назад заход в Черное море боевых кораблей США и европейских стран НАТО рассматривался как чрезвычайное происшествие. Сейчас же черноморская акватория стала для ОВМС (Объединенных Военно-морских сил) НАТО просто одной из их оперативных зон. Командование блока ведет целенаправленную подготовку к возможному использованию здесь своих корабельных ударных и амфибийно-десантных соединений. Это море вообще в последнее время привлекает все страны, у которых есть корабли, способные стрелять. В 1991 году в Черное море зашли 9 кораблей стран не имеющих отношения к Черноморскому бассейну, сегодня здесь на постоянной основе находится до 20 крупных кораблей НАТО. Начиная с 1993 года здесь проводятся совместные учения кораблей ВМС НАТО и стран Черноморского бассейна (Украины, Болгарии, Румынии). Экспансия будет усиливаться до тех пор, пока мы будем позволять это.
«СП»: — Но Россия не имеет возможности наращивать свои силы на Черном море, поскольку вопрос о главной базе — Севастополе, находится в подвешенном состоянии. Что делать?
— Напомню, президент Украины Виктор Ющенко 17 апреля 2005 года заявил, что у Москвы и Киева есть три главные проблемы: Черноморский флот РФ, вопросы границ и развитие сотрудничества в энергетической сфере. В тот же день он отметил, что статус Черноморского флота России в Севастополе нуждается в пересмотре. МИД Украины 24 мая 2008 года официально уведомил Москву, что договор о базировании продлеваться не будет, флот обязан быть полностью выведен к 28 мая 2017 года. Россия действительно строит новые военно-морские базы и объекты ЧФ на собственной территории. С 1 января 2005 года начато осуществление федеральной целевой программы по обустройству береговой инфраструктуры ВМФ в Краснодарском крае. Строительство Новороссийской военно-морской базы продлится до 2017 года. Это отнюдь не значит, Российский флот уйдет из Крыма. Но дальнейшие провокации украинской стороны просто осложнят отношения между двумя государствами, в результате чего еще не известно, кто и откуда будет уходить.
«СП»: — Что вы имеете в виду?
— Украина просто нарывается на международный суд, который определит принадлежность Крыма к той или иной стороне. А доказательная база у Киева до такой степени слаба, что лучше тихо подписать пролонгацию договора по российской базе. Севастополь должен остаться главной военно-морской базой Черноморского флота. Несмотря на строительство военно-морской базы в Новороссийске, уверен, что переводить туда штаб ЧФ и корабельный состав не планируется.
«СП»: — Если политическое руководство страны и дипломаты сумеют сохранить статус-кво, что мы можем противопоставить здесь НАТО?
— По договору о разделе ЧФ от 28 мая 1997 года, в украинских территориальных водах и на суше может находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок). Сейчас там 55 судов, в том числе две подводные лодки. Кроме того на арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе может быть размещён 161 летательный аппарат. Это вполне сопоставимо с мощью военно-морской группировки Турции и достаточно для сдерживания экспансии НАТО.
Хочу подчеркнуть, что Севастополь в наше время становится не просто военно-морской базой, а основой национальной безопасности южных флангов России. А здесь уже за ценой стоять не приходится. Или наша страна останется на Черном море, или «покой» российского побережья и территориальных вод будут охранять турки с немцами.
Из досье «СП»:
В настоящее время в состав Черноморского флота входит дивизия надводных кораблей, дивизион подводных лодок, две бригады охраны водных районов Севастополя и Новороссийска, бригада ракетных катеров и бригада разведывательных кораблей. Всего 55 боевых единиц, а также 219-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы.
Россия арендует большую часть причальных стенок порта Севастополь для стоянки более 30 боевых кораблей и судов. В Севастополе также базируется штаб ЧФ, центральный узел связи, военно-морской госпиталь, 1096-й зенитный ракетный полк, 810-й отдельный полк морской пехоты, 17-й арсенал. На аэродромах Кача и Гвардейское базируются 20 самолетов Су-24М и Су-24МР, Ан-26, а также до 10 вертолетов Ка-27.
Надо отметить, что помимо «гастролеров» с Запада, нам противостоит мощный флот Турции. Численность регулярных ВМС Турции достигает 60 тыс. человек, в резерве находится до 70 тысяч. Корабельный состав включает 121 корабль основных классов (17 подводных лодок, пять эскадренных миноносцев, пять фрегатов УРО, 11 фрегатов, пять сторожевых кораблей, 43 десантных корабля, семь минных заградителей, 26 тральщиков, два патрульных корабля), 83 боевых катера (18 ракетных, один артиллерийский, три торпедных, 21 сторожевой, 33 десантных, семь тральщиков) и 101 вспомогательное судно.
Самолетов базовой патрульной авиации насчитывается девять, вертолетов противолодочной обороны — три. Численность личного состава авиации ВМС 900 человек. Морская пехота представлена одной бригадой (4 тыс. человек).Военно-морской флот оснащен в основном кораблями, построенными западными государствами и переданными Турции в рамках программ военной помощи.
Планами совершенствования военно-морских сил предусматривается значительное наращивание их боевых возможностей за счет строительства новых кораблей на национальных и иностранных предприятиях, закупок или получения военной помощи по линии НАТО, а также модернизации имеющихся кораблей, самолетов и вертолетов авиации ВМС.
Фото [*]