С понедельника в Керченском проливе установилась хорошая погода. Ветер стих, море голубое, солнце сияет. Однако не прошло и суток, как паромы остановились. Огромная очередь со стороны Кавказа вновь замерла в истерическом ожидании.
Швартовка с гарантией
На этот раз погода не виновата. Переправу «Крым-Кавказ» остановили для ремонта гидротехнических сооружений. Если конкретней, наконец-то прибыл морской кран, и водолазная бригада приступила к закреплению длинномерного причала. Переправу закрыли.
Новый плавучий 100-метровый причал, установленный в акватории Керченской паромной переправы, значительно повысит безопасность перевозок и ускорит разгрузку больших паромов.
— Большие паромы теперь могут устойчиво швартоваться по всей длине причала — 80-метровое судно становится по всей плоскости. Также в случае необходимости есть возможность одновременно пришвартовать еще один небольшой паром, — пояснял министр транспорта Республики Крым Анатолий Цуркин
Керчане обнадеживают: остался последний рывок и супер-причал закрепим. Старый лежит на дне, в нем крымские водолазы вместе с новороссийскими коллегами прорезали специальные тоннели. Теперь в подводные тоннели заведут цепи, на которые подвесят утяжелители, и дело будет сделано.
Хотя, с другой стороны, минтранс обещал установку двух причалов. Иначе переправа не выдержит летних нагрузок. Главный вопрос, будут ли при этом снова останавливать движение паромов?
«И в страшном сне не представляла»
Сейчас на кубанском берегу пролива — кошмар и ужас. По информации «Единой транспортной дирекции», утром 24 марта со стороны Краснодарского края «на погрузку на грузовой линии всего зарегистрированы — 1408 грузовых а/м». Все они больше недели ожидают крымской переправы.
Самое большое столпотворение у порта «Кавказ». Тут скопились 1256 тяжелых фур. С другой стороны пролива стоят 647 трейлеров. Отправки по маршруту Новороссийск — Керченский морской торговый порт ожидают полторы сотни грузовиков.
Водителей убеждают переправляться на полуостров через порты Темрюка и Новороссийска. Здесь очередь меньше, зато паромы гораздо дороже. Как итог, народ продолжает ломиться привычным путем на Керченскую переправу.
Последняя точка перед проливом — Славянск-на-Кубани. За десять последних дней на окраине этого городка выросло громадное стойбище трейлеров. Счет перевалил за тысячу машин.
Давно забита парковка-накопитель, рассчитанная на 200 грузовиков. Дальнобойщики выстраиваются по обочинам. ДПС гонит и грозит оформлять штрафные протоколы, но что делать? По ночам окрестные уголовники сливают из машин солярку и грабят товар. Полицейские говорят, что не могут обеспечить безопасность многокилометровой степной очереди.
Бытовые условия невыносимы даже на официальной парковке Славянска-на-Кубани. Больше двух тысяч людей — и всего два биотуалета, которые не чистят сутками. Есть одна душевая кабинка, но нет воды.
Елена Кондратенко никогда не видела Крыма. Специально взяла отпуск, когда у мужа-водителя выдался крымский рейс. «И в страшном сне не представляла, что попаду в такой кошмар», — говорит Елена после недели мартовской стоянки у переправы.
Грек ушел без денег?
Целый сутки — с понедельника на вторник, машины и пассажиров перевозили только «Глюкофилуса» и «Николай Аксененко» — первый российский автомобильный паром, построенный для Керченской переправы. Вместе с ними в порт «Крым» пришел под погрузку паром «Севастополь». Это маленький кораблик 1965 года постройки, долгое время стоявший у причальной стенки в Керчи.
«Крым» может взять на борт примерно 20 автомобилей и 290 человек. Зато с линии одновременно ушли два греческих парома большой вместимости: «Ионас» — в связи с окончанием контракта, и «Олимпиада» — на ремонт.
«Ионас» стоит на рейде и готовится к отправке в Грецию. На переправе паром проработал почти год. Вместимость судна составляет порядка 600 человек. Одновременно перевозит до 170 автомобилей: 105 на нижней палубе и 65 — на верхней. Его близнец по техническим характеристикам — «Олимпиада» — на неделю ушел в док одного из крымских судоремонтных заводов. Это плановое освидетельствование к регистру для работы летом. Планируется, что ремонтные работы будут завершены к началу апреля.
В «Единой транспортной дирекции» ходят разговоры, что крымская сторона до сих пор не погасила долги перед судовладельцем «Ионаса». Вероятно, именно этим объясняется прекращение контракта. Зарегистрированный на Кипре паром-гигант очень нужен переправе. Журналистам не удалось получить комментарий по этому поводу в министерстве транспорта Республики.
Мост ждать четыре года
Сразу после окончания водолазных работ на новом плавучем причале в рейс «Крым — Кавказ» выйдут паромы «Глюкофилоуса», «Николай Аксененко», плюс советские старички «Керченский-2» и «Ейск». Им поможет «Александр Ткаченко» на линии «Керчь — Темрюк».
Конечно, все это — минимум возможного. Как манну небесную в проливе ожидают самый большой паром российской компании «Аншип», который до последнего времени находился под Севастополем. Его вместимость — 200 легковушек и 686 пассажиров.
Также минтранс спешно договаривается с судовладельцами о привлечении трех дополнительных паромов. Суда должны появиться в проливе к 1 мая, чтобы хоть как-то снизить напряг рекордных праздничных перевозок.
О летних фантасмагориях на Керченской переправе не хочется даже думать. Начальство обещает «разрулить» грядущий транспортный коллапс введением электронной очереди. Мол, каждый водитель заранее забронирует место и приедет на свой паром в назначенный срок. Идея замечательная, только как она воплотится в жизнь? Например, прокуратура и ФСБ до сих пор не смогли разобраться со спекулянтами, продающими места в нынешней паромной очереди.
Все надежды на нормальную поездку в Крым упираются в будущий Керченский мост. Лишь месяц назад был подписан долгожданный государственный контракт на проектирование и строительство транспортного перехода через Керченский пролив. Контракт заключили Федеральное казённое учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» и ООО «Стройгазмонтаж».
Сообщение об этом опубликовано на официальном сайте Росавтодора. Из того же сообщения ясно, что к разработке проектной документации по строительству толком еще не приступали. Только собираются!
Теперь о самом важном — когда откроют мост. Согласно распоряжению правительства РФ, автомобильное движение в рабочем режиме и «временная эксплуатация железнодорожной линии» должны стартовать в декабре 2018 года. Но окончательный ввод объекта в эксплуатацию и завершение государственного контракта намечен на 30 июня 2019-го. Тогда должны быть выполнены пуско-наладочные работы, разборка временных зданий и сооружений, благоустройство и озеленение прилегающей территории.
Итак, ждать осталось четыре года. Долго, но не страшно. Гораздо хуже поспешить — и получить повторение совсем не смешной истории 70-летней давности. Ведь железнодорожный мост через Керченский пролив у нас уже был.
Льды возвращаются
Когда окончилась Ялтинская конференция, из Крыма на Кавказ по действующему керченскому мосту проехал особый поезд с советской делегацией. Делегация принимала участие в конференции стран-победительниц. Через неделю мост снесло льдами.
Решение о строительстве мостового перехода принял Государственный Комитет Обороны СССР. Постановление ГКО 5027 от 25 января 1944 г. во многом повторяло секретный приказ Адольфа Гитлера.
В ходе Керченско- Эльтингенской операции 1943 г. Красная Армия захватила плацдарм северо-восточнее Керчи. На нейтральной полосе наши обнаружили большие запасы цемента и металлоконструкций — длинномерных широкополочных двутавровых балок Пейне и свай из шпунта и швеллеров. Материалы были завезены немцами для строительства автодорожного моста через пролив и оставлены при отступлении.
Однако немецкие инженеры успели построить морскую канатную дорогу длиной 5,1 км. Летом и осенью 1943 года с ее помощью они успешно перебрасывали военные грузы по 500−800 тонн. Гитлеровцы планировали использовать свою «канатку» на строительстве моста. Так что, нынешняя идея канатной дороги через пролив вовсе не такая иллюзорная.
Проектирование мостового перехода, подготовительные и строительные работы на восточном подходе к мосту и на сооружении эстакады со стороны Кавказа начались еще до освобождения Керчи. Спецы-саперы вроде бы изучили геологию и сведения о ледоходах в проливе за несколько десятков лет.
На работу погнали заключенных. Зэки забили десятки тысяч донных свай, смонтировали тысячи металлических конструкций для опор и мостовых пролетов. Тогда это была настоящая стройка века.
После разминирования всей трассы, весной и в начале лета 1944 года мостовики начали забивку вертикальных свай промежуточных опор, постройку эстакады, дамбы, монтаж пролетных строений и 123-х бетонных ледорубов. Работы продолжались пять месяцев. Осенью из-за непрекращающихся штормов морскую фазу приостановили, но продолжали делать все возможное на берегу. Железнодорожное движение через Керченский пролив было торжественно открыто 3 ноября.
Мост простоял ровно три с половиной месяца. К 18 февраля из Азовского моря стали надвигаться ледовые поля. Под напором азовских торосов разрушились первые 15 пролетов. Очень скоро рухнуло все остальное.
А в 1953 году по тому же маршруту открыли Керченскую паромную переправу, морем соединившую Крым и Краснодарский край. Железнодорожные и автомобильные паромы справлялась со своей работой вплоть до распада СССР. По переправе ходил пассажирский поезд «Симферополь — Баку». Пока вагоны грузили на паром, народ успевал купить местного вина, вяленых бычков и даже закинуть удочки.
…Августовской ночью 1987 года в Цемесской бухте Новороссийска затонул шестипалубный лайнер «Адмирал Нахимов». За считанные минуты погибли 423 человека. Катастрофа лайнера случилась после столкновения с сухогрузом и никакого отношения к паромной переправе не имела. Но советское начальство решило перестраховаться. Специальная комиссия запретила движение пассажирских вагонов через Керченский пролив.
Цистерны и грузовые вагоны до сих пор таскают железнодорожные паромы «Анненков» и «Петровск». В украинские времена движение почти заглохло, поржавели рельсы подъездных портовых эстакад. Зато сейчас оба парома-старичка мотаются через пролив, как заведенные. Вместе с вагонами перевозят в Крым российскую бронетехнику и тяжелые ракетно-артиллерийские системы.
Фото: Артем Геодакян/ ТАСС