Общество / Сводки с Донбасса

Кто накормит Донбасс

Почему кризис — не худшее время для социально ответственного бизнеса

1322
Кто накормит Донбасс

«Денег много не бывает», — кажется, в 90-е это была одна из наиболее употребительных пословиц в российском бизнесе. Расторопные дельцы, успевшие вовремя найти свое место на еще почти несуществующем рынке, старались поживиться, на чем только могли. Но поколение новых русских в малиновых пиджаках и с увесистыми золотыми цепями на шеях прошло — современные бизнесмены сменили систему ценностей. Настало время социально ответственного бизнеса.

Утопия Роберта Оуэна и капиталистическая благотворительность

Концепция социальной ответственности бизнеса начала зарождаться в начале XIX века, когда впервые люди задумались о размерах человеческих издержек в результате промышленной революции. Английский промышленник Роберт Оуэн, социалист-утопист, одним из первых понял необходимость улучшений в жизни рабочих. Будучи владельцем прядильных фабрик в Шотландии, он не только пытался воплотить свои идеи в жизнь, но и занимался этим вопросом теоретически. В 1818 году во время конгресса «Священного союза» он потребовал регламентирования социальной ответственности предпринимателя. Его аргументы были использованы во вступлении устава Международной организации труда, принятом спустя век — в 1919 году. В 1944 они были уточнены в Филадельфийской декларации и актуальны до сих пор.

Следующим шагом на пути к переосмыслению социальной ответственности бизнеса можно считать появление доктрины капиталистической благотворительности. Считалось, что прибыльные предприятия должны жертвовать часть своих доходов на социальные нужды. Ярким примером реализации этой идеи стало основание фонда Рокфеллера в 1913 году, который до сих пор занимается общественно полезной деятельностью. В числе успехов этого фонда можно назвать разработку вакцины для предупреждения желтой лихорадки и финансовую поддержку образования в США, основанного на принципах толерантности.

Россия и социальная ответственность бизнеса

Как и на Западе, в России социальная ответственность бизнеса первоначально была представлена лишь единичными проектами, реализуемыми на конкретных предприятиях. Российский бизнес рубежа XIX-XX веков не оставался без контроля государства, а потому иногда развивался однобоко. Плановая экономика СССР также не способствовала развитию идеи социальной ответственности предпринимателя. Мода на эту концепцию пришла в Россию только в начале нулевых.

Социальная ответственность бизнеса сегодня, конечно, отличается от понятий, бытующих в обществе два века назад. Сейчас эта идея понимается скорее как ответственность бизнеса за соблюдение негласных правил этики, экологии, милосердия и человеколюбия. Это понятие теперь включает в себя обеспечение сотрудников пакетом социальных услуг, меры, направленные на улучшение их уровня жизни, выпуск качественной продукции, а также спонсорство и разные формы благотворительности. Одним из важных показателей уровня социальной ответственности бизнеса является готовность участвовать в сложных ситуациях. Это может быть помощь пострадавшим от стихийного бедствия, в результате катастрофы. К примеру, нынешней зимой одной из московских компаний были организованы специальные пункты раздачи горячей пищи жителям Донецка и Луганска.

Характерно, что решение помочь людям никак не связано с политическими воззрениями. Это сделали на деньги, выделенные на новогодний корпоратив. Сотрудникам предложили несколько вариантов, например, устроить вечеринку, раздать определенные суммы наличными. Но было решено потратить деньги на благотворительность.

И это нельзя считать случайностью. Мы все вышли из СССР. В тот момент государству было невыгодно, чтобы кто-то хотя бы частично выполнял его функции. Условно говоря, у государства была монополия на социальную деятельность. И понадобилось несколько десятилетий, чтобы люди переосмыслили, что является ответственностью государства, а что является ответственностью самого человека. Нужно было преодолеть этот переходный период от одного мироощущения к другому.

Социальная ответственность в кризис

Конечно, в «тучные годы» все больше предприятий по праву причисляли себя к разряду социально ответственных. Но что делать в условиях наступившего кризиса? Стоит ли урезать расходы на социальное обеспечение? На чем можно экономить, а какие статьи бюджета оставить в приоритете? По мнению экспертов, в кризис есть два принципа, которыми руководствуются у нас в компании.

Первый принцип — нужно начинать все считать, понимать, какие расходы приносят прибыль, а какие нет. Для этого основные усилия нужно прилагать к анализу структуры расходов и структуры доходов. Деньги приходят к людям, которые умеют их правильно тратить.

Второй — нужно вкладываться в обучение, в аналитику. Кризис нужно рассматривать как возможность. Если ты видишь, что какие-то компании уходят с рынка, или их позиции ослабевают, нужно сделать рывок, чтобы попытаться занять их нишу. А расходы на благотворительность, поскольку она делает человека счастливым, смысла урезать нет.

Социальная ответственность бизнеса сегодня — вопрос актуальный. Это стало модным, об этом говорят. И, может быть, утопия Роберта Оуэна все-таки станет реальностью.

Автор — управляющий партнер агентства «Notamedia»

Фото: EPA/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости Лентаинформ
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Лев Гудков

Директор "Левада-центра", доктор философии

Евгений Змиев

Руководитель консультационной практики «Управленческие решения деловых проблем»

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости НСН
Новости СМИ.ФМ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня