На границе Московской и Владимирской областей, в сосновом бору построен первый в России специализированный центр благотворительного фонда «Шередарь» для детей, которые победили болезни, от которых чаще всего люди умирают. Здесь ребятам, отдавшим свои силы на борьбу со смертью, будут возвращать нормальную детскую жизнь.
Аня Бабарскова — одна из подопечных фонда «Шередарь» рассказывает, что рак стал не просто страшной новостью для нее и ее семьи. Для девочки это означало начало совсем другой жизни: в больничных палатах, в окружении врачей и чужих людей. К этой жизни тоже можно привыкнуть — можно обрести новых друзей, таких же маленьких пациентов онкоцентра, научиться ценить каждый день. Для Ани, как и для многих ребят в России (по данным фонда, в Москве после онкологии выздоравливает до 80% детей, в регионах значительно меньше — 55−60%) история болезни — со счастливым концом: через год, проведенный на больничной койке, она вернулась домой физически здоровой. Но она не могла ощущать себя выздоровевшей: как себя вести, что делать и как жить дальше — такие вопросы задают себе не только взрослые, но и дети после онкозаболеваний.
К счастью, и этот этап в жизни выздоровевшей девочки преодолен: ее родители узнали о фонде «Шередарь» и его программах по психологической и социальной реабилитации детей, перенёсших рак. Это единственный благотворительный фонд в России, который занимается такой деятельностью. А между тем, в мире реабилитационных центров с подобными программами десятки — они объединены в сеть SeriousFun Children’s Network. Благодаря поддержке эксперта ассоциации Терри Дигнана, в России разработаны свои методики по реабилитации, они успешно опробованы уже на сотнях детей. Но вот дома своего у фонда «Шередарь» не было.
Строительство центра «Шередарь» инициировал учредитель фонда Михаил Бондарев в 2010 году. Он же и стал основным инвестором строительства, помогли и неравнодушные люди. И вот на частные деньги построен даже не лагерь, а небольшой городок: 26 домов и вся необходимая инфраструктура. Дома из дерева, интерьеры в них из экологически чистых материалов, везде пандусы и все, что нужно инвалидам-колясочникам — центр продумывали до мелочей, потому что, говорит Михаил Бондарев, строили не для галочки и отчетности, а для детей. А вообще стройка была тяжелой, строительство шло пять лет, было под угрозой срыва (рядом собирались разрабатывать песчаный карьер, но власти помогли и прекратили разработку).
«Я не верил, что это будет сделано, ведь планы были грандиозные», — говорит Бондарев. Однако дома построены, а дети на торжественном открытии центра легко освоили свою новую территорию. Здесь с ними волонтеры, педагоги. Дети будут играть в театре, петь песни, стрелять из лука и лепить из глины и так далее — ставить цели и добиваться их. «Самое важное для ребенка — он понимает, что он сильный, что он может, что он не один. Понимает, что он талантлив, умеет дружить, что болезнь позади, и это самое главное», — объясняет Михаил Бондарев задачи реабилитационных программ. По его словам, для каждого сотрудника фонда очень важно, чтобы ребенок каждый день делал что-то такое, в чем он сам себя преодолевает, рос в собственных глазах каждый день.
В фонде утверждают, что все программы для детей будут бесплатны. Смены в лагере длятся неделю, но и этого времени хватает. «Эти семь дней, которые я провела там, были самыми яркими, самыми насыщенными в моей жизни, ощущение полного безграничного счастья», — говорит Аня Бабарскова. И ей веришь, потому что видишь здорового, полного сил и надежд на будущее человека, которому вернули детство.
Фото предоставлены центром «Шередарь»