Общество
29 мая 2015 16:00

Иезуитские парадоксы образования в Башкирии

Лина Серегина о сложностях обучения в школах национальных республик

3033
Иезуитские парадоксы образования в Башкирии

Тема русского языка и наше открытое письмо Путину по-настоящему всколыхнуло общественность, — потому что давно наболело, потому что решать надо было еще вчера.

Как выходить из тупика, в который нас загнали законодатели национальных республик еще в 90-е годы, с каждым годом сокращая и сокращая нашим детям часы русского языка в школах?

Как добиться полноценного изучения русского языка и добровольного изучения национального языка для наших детей в национальных республиках, где действую свои, местные законы, — пока никому непонятно, но уже хорошо, что тема прозвучала на самом высоком уровне и дана задача ее решить.

А чтобы проблему решить, надо досконально знать все нюансы.

В Башкирии, например, есть такой нюанс, который наши «станские» законодатели и чиновники любят преподносить как однозначную победу; у нас же, в отличие от Татарии, где родным для всех назначен татарский язык, можно изучать русский язык как родной.

Парадокс: в Башкирии число уроков русского языка сокращено за счет уроков… РОДНОГО русского языка.

Как это?

Все просто: наших русскоязычных детей в общеобразовательных русскоязычных школах городов, где обычно большинство населения — русские и 99,9% - русскоязычные (то есть, в таких же школах, как в Москве), не только обязывают по 2−3 урока в неделю изучать башкирский язык, — а еще и класс разделяют по национальному признаку на подгруппу русских, татар и башкир, и русскоязычные городские дети, вот так незатейливо прямо в собственном коллективе разделенные по национальному признаку, идут 2−3 раза в неделю (!) изучать свой родной язык. В то время как русский или русскоязычный московский школьник в полном объеме изучает русский язык как государственный, уфимский русский или русскоязычный школьник изучает государственный башкирский язык и русский язык как родной, что и приводит к фактическому сокращению часов на изучение государственного русского языка почти в два раза.

Вся проблема с изучением русского языка как родного в русскоязычных школах Башкирии состоит в том, что дети русской подгруппы не могут обгонять в знаниях по государственному русскому языку детей своего класса других национальных подгрупп, а должны знать только базу, как и все остальные ребята, — только то, что изучили их одноклассники-татары и башкиры, ведь учебный план с изучением родных языков подразумевает лишь минимальное, базовое количество часов государственного русского языка.

Что русские и считающие себя русскими дети делают на уроках родного русского языка? — читают потешки-считалки-сказки-ребусы и тп… Что-то типа развития речи. Оно, конечно, очень полезно, но не за счет часов русского на грамматической основе, а в дополнение!

Вы можете себе представить себе такую картинку: московская школа, 5-А класс: 15 человек идет изучать русский родной, 7 человек — армянский, 4 человека — татарский, а еще все вместе дети изучают, допустим, азербайджанский? Я — нет. Факультатив — да, национальная армянская, татарская, еврейская школа — да, а вот в обычной… (Кстати, именно поэтому я не очень поддерживаю идею разделения детей в классе при обучении истории религий, лучше уж всем классом изучать что-то одно).

Когда мы учились, то часто и не задумывались, кто из нас какой национальности, хотя про себя, конечно, знали все. Мне кажется, в детстве, да еще и в школе такие разделения ни к чему, а у нас в Башкирии считается ноу-хау и предметом гордости наших чиновников от образования со второго класса разделять детей по признаку национальности ради благородной цели — обучения их родному языку…

Иезуитство какое-то… Чем плохи национальные школы?

Сообщу для полноты картины два момента:

1.В Башкирии башкирских национальных гимназий и школ даже более чем достаточное количество, у нас в Башкирии татарских школ не хватает.

2. Башкир в городах 7−15%, ведь башкиры, в основном, — сельские жители и компактно проживают не по всей территории Башкирии, поэтому далеко не в каждом классе обычной городской русскоязычной школы (не говоря, допустим, о марийском или чувашском селе) есть хотя бы один ребенок-башкир, т. е. языковой среды нет.

Почему же русских детей в Татарии, Коми и Башкирии законодательно удумали обучать национальному языку там, где отсутствует языковая среда (все крупные города и русские, а также «нетитульные» национальные села)? Может, наши дети рыжие? — Ну, примерно, по подобной причине: по названию региона — живешь в Татарстане? — учи татарский, живешь в Башкортостане — учи башкирский! — закон принят, так что не рассуждай!

Но тогда, для равенства прав и свобод граждан РФ, нужно и московских-питерских детей заставить 2−5 раз в неделю и по 11 лет изучать какой-нибудь национальный язык. В Москве и Питере тоже не только русские живут? Главное, не надо никого спрашивать-опрашивать — приняли втихаря закон и «айда инды».

Вообще, по справедливости, прежде чем принимать какие-то законы, затрагивающие детей, надо сначала опробовать их действие на взрослых. Поучите, «для развития мозга» и «ради уважения» соседа по дому (селу, городу) какой-нибудь национальный язык лет 10 за счет часов своего рабочего времени! Но не того соседа, язык которого вы сами захотите «поучить» 10 лет на грамматической основе (падежи-склонения, диктанты-сочинения), а который вам назначит ваше начальство! А когда обедать в кафе с друзьями пойдете, не менее 3 раз в неделю делитесь по национальностям и садитесь за разные столики с табличками «Родной татарский», «Родной русский», «Родной армянский».

Вы сами удивитесь, как расцветет ваша дружба по отношению к народу, язык которого вам законодательно назначили изучать! И вообще дружба народов расцветет пышным цветом за считанные годы!

Я вот уже удивляюсь.

Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Денис Парфенов

Секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Госдумы

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня