Вашингтон целенаправленно критикует другие страны за нарушение прав человека и за преследование оппозиции. Достается всем, особенно России. В частности, Москву ругают за закон о НКО и за преследование правозащитников. На днях корреспондент Русской службы «Голоса Америки» Олег Сулькин назвал текущие политические процессы в России «заметным наступлением на оппозицию», которое усилилось после убийства Немцова. Об этом он сказал в разговоре с Александром Подрабинеком, который получил медаль, носящую имена президентов Гарри Трумэна и Рональда Рейгана. Случайно или нет, но фонд памяти жертв коммунизма (The Victims of Communism Memorial Foundation) вручил эту награду на торжественной церемонии в Вашингтоне 12 июня — в день России.
Для сведения, медаль Трумэна-Рейгана называется «Свобода» и присуждается «тем, кто на протяжении всей жизни демонстрирует приверженность оппозиции к коммунизму и иным формам тирании и подавления личности». В этой связи интересно узнать, есть ли «тирания и подавление личности» в самих Соединенных Штатах?
Вакансии во «вражеских рядах»
Обратимся к книге Майкла Битти и Лизы Ёнка «Вакансии во вражеских комбатантах». Повествование базируется на судебных процессах и вполне претендует на юридическое исследование о проблеме борьбы правительства США с собственными и иностранными гражданами. Авторы задаются вопросом, как найти баланс между национальной безопасностью и конституционными правами. Дело в том, что американский президент имеет полномочия присвоить любому гражданину Соединенных Штатов статус вражеского комбатанта без предъявления обвинений или доступа к адвокату.
Эту практику ввела администрация Буша после 11 сентября 2001 года. С тех пор не утихают споры в федеральных и местных апелляционных судах по всей территории Соединенных Штатов, поскольку власть нарушает все мыслимые процессуальные нормы с самыми серьезными последствиями. Правительственные юристы вспомнили даже прецедентное право еще со времен гражданской войны, которое стало основой многих процессов, в том числе нашумевшего дела «Падилья против Буша». (Id. The proposition that the President has the authority to name enemy status has been upheld in subsequent cases. See Ex pane Quirin, 317 U.S. 1, 28 (1942); Duncan v. Kahanamoku, 327 U.S. 304, 314 (1946); Hamdi II, 296 F.3d 278, 281 (4th Cir. 2002); Campbell v. Clinton, 203 F.3d 19, 26 (D.C. Cir. 2000); Padilla v. Bush, 233 F. Supp. 2d 564, 589 (S.D.N.Y. 2002).
Приговор без доказательств
8 мая 2002 года Хосе Падилья был арестован и взят под стражу в Министерстве юстиции на основании показаний свидетелей, а также выводов комиссии о теракте 9/11. Однако дело о его участии в североамериканской ячейке «Аль-Каеды» забуксовало и могло развалиться. 9 июня 2002 года Буш подписал распоряжение о присвоении Хосе Падильи статуса вражеского комбатанта. Одновременно президент направил в Министерство обороны приказ о его задержании без предъявления официального обвинения.
По словам адвоката Падильи Донна Р. Ньюмана, его подопечного, арестованного уже в качестве вражеского комбатанта, в течение трех с половиной лет регулярно подвергали различным пыткам, в том числе лишали сна, а также заставляли принимать ЛСД.
После того, как Падилья признал себя сторонником, а не участником ячейки «Аль-Каиды», в январе 2008 года его приговорили к 17 годам. Интересно, что судья, вынесшая столь суровый приговор, все-таки заявила, что реальных доказательств она так и не получила. В ответ замминистра юстиции, поблагодарив справедливый американский суд, сказал, что сторонники (читай — сочувствующие) могли быть потенциальными организаторами новых терактов.
Позднее был еще один суд, который, изучив все обстоятельства дела, заявил, что Конституция США запрещает внесудебное преследование граждан, арестованных на территории США. Однако «из-за уважения к авторитету института президентства, глава государства, в конечном счете, наделен правом арестовывать вражеских солдат».
Майкл Битти и Лиза Ёнка сделали вывод о незаконности присвоении Падильи статуса вражеского комбатанта. Но поскольку свершилось именно такое правосудие, то отныне американские президенты фактически получили неограниченную власть над своими гражданами.
Комбатанты по-гавайски
Еще в одном решении суда сказано, что «все лица, чье имущество (деньги) использовались для увеличения доходов противника, являются вражескими комбатантами. В этом случае к ним следует относиться, как к врагам, хотя они могут быть гражданами США».
Впрочем, лишиться конституционных прав можно и в соответствии с третьим разделом 67 закона о Гавайских организациях. «Губернатор (50-го штата) в случае мятежа, вторжения, или иной неминуемой опасности правопорядку может ввести чрезвычайное положение, нарушив которое любой гражданин автоматически становится вражеским комбатантом», — говорится в этом законе. В той или иной форме данная норма действует по все территории США. Интересно, как на это отреагировала бы администрация Обамы, если бы в феврале 2014 года Янукович ввел аналогичный указ в действие из-за стрельбы на Майдане?
Враги все, кто против капитала
Джеффри Ф. Аббикотт в книге с длинным названием «Как в войне с „Аль-Каидой“ отличить вражеских комбатантов от национальных джихадистов» пишет, что проблема дифференцирования первых и вторых крайне важна для судебной системы США. Для сведения, автор — подполковник в отставке, профессор права и директор Центра «Закон против терроризма» университета Святой Марии, Сан-Антонио, штат Техас. Он считает, что институт вражеских комбатантов вполне себя оправдывает, мол, «на войне как войне».
По его мнению, террор в качестве тактики стар, как и человеческая история. Террористы, всегда черпали, черпают и будут черпать убеждения, силы и средства из идеологических источников. Следовательно, все, кто настроен против общепринятой американской морали, вполне могут быть приравнены к вражеским комбатантам. Его оценка согласуется с докладом Департамента внутренней безопасности, в котором сказано, что «экстремисты — это те лица, которые на почве ненависти ориентируют агрессивное меньшинство и культивируют у него неприязнь к законной федеральной государственной власти, а также люди, чрезмерно недовольные властью и созревшие для вербовки в экстремистские группы различных платформ».
Эта концепция родилась во времена маккартизма, названного по имени ортодоксального антикоммуниста Джозефи Маккарти. Тогда тотальная борьба с «криптокоммунистами» свелась к преследованию всех, кто симпатизировал левым идеям. Скандальную известность получила операция «Коинтелпро», которую провело ФБР против коммунистической партии США, негритянской «Чёрной пантеры», Социалистической рабочей партии и «новых левых». Так родился государственный антикоммунизм, ориентированный исключительно на защиту капиталистических «ценностей», защитников которых из числа наиболее отличившихся и награждают медалями Трумэна-Рейгана.