Российское авторское общество (РАО) — одна из старейших и авторитетнейших организаций правообладателей в нашей стране. На круглом столе в «Комсомольской правде» представители общества рассказали о непростой ситуации, сложившейся сегодня в России в области интеллектуальной собственности, а также о том, как РАО отстаивает финансовые и юридические интересы наших творцов.
Замгендиректора РАО, директор департамента правового обеспечения РАО, заместитель председателя Совета директоров Екатерина Ананьева напомнила участникам встречи о первых этапах существования этой некоммерческой организации. Она начала свою работу в 1993 году, когда был принят закон об авторском праве и смежных правах, впервые в стране регламентирующий вопросы коллективного управления именно в нормативном акте. В первый год своего существования организация насчитывала только 1,5 тысячи членов, сейчас в РАО более 26 тысяч российских авторов.
К сожалению, в законе нашлась лазейка, позволявшая объединяться не только действительным правообладателям, но и махинаторам, которые собирали «урожай» чужих денег, и не думая отдавать их правообладателям. Наиболее острой эта ситуация стала, когда начал развиваться интернет, рассказала Екатерина Ананьева. В результате ребром встал вопрос — что делать с так называемой расширенной лицензией — правом организаций по управлению правами на коллективной основе выдавать разрешения от имени неопределенного круга лиц.
«Законодатель внес норму о том, что организаций по коллективному управлению может существовать бесконечное количество, но государство может выдавать государственную аккредитацию определенной организации, которая проходит определенный этап аккредитации, которым государство доверяет. И только эта одна организация может выдавать разрешения от имени неопределенного круга лиц», — пояснила Ананьева. РАО тогда впервые в истории России получило государственную аккредитацию на право управлять правами авторов при исполнении музыкальных произведений.
Никто не обязан вступать в РАО в обязательном порядке, отметили собравшиеся. Государственная аккредитация позволяет представлять интересы всех авторов, но и авторы могут исключить свои произведения из репертуара РАО, выйдя таким образом, из-под ее опеки. В этом случае организация, желающая использовать конкретные произведения такого автора, должна обращаться непосредственно к правообладателю.
Принимавший участие в работе круглого стола композитор Андрей Литягин сообщил, что правообладателям зачастую не хватает юридической грамотности в отношении своих прав. Он напомнил, что в 2012 году вышло постановление Верховного суда, согласно которому для того, чтобы правообладатель кому-либо запретил использовать результат своего творчества, ему не нужно выводить репертуар из РАО.
По мнению композитора, нарушения в области авторских прав нужно решать профессиональным сообществом. Литягин также отметил, что серьезным пробелом в законодательстве является необходимость авторам самостоятельно судиться или договариваться с людьми, которые незаконно размещают рекламу на их произведения.
В свою очередь театральный художник, заслуженный деятель искусств Виктор Вольский рассказал, что уже много лет состоит в авторском совете РАО. По словам художника, он пошел в этот авторский совет, потому что хотел понять работу системы, убедиться в честности организаторов. Он заверил своих коллег в том, что они всегда могут проверить причитающиеся им отчисления, и каждому по запросу за любой срок выдается авторский лист с перечислением сумм за все выступления, за все работы.
«Если происходят какие-то недоразумения и сложности, есть высокопрофессиональные юристы, и всегда эти вопросы решаются, всегда есть действительно настоящая помощь», — отметил Вольский.
Композитор, народный артист России Олег Иванов напомнил, что предшественником РАО было ВААП — Всесоюзное агентство по авторским правам, от которого РАО получило колоссально отстроенную систему контроля над концертными площадками, ресторанной индустрией. Тем не менее, когда РАО начало работать, общий сбор в год составлял примерно 300 млн. рублей. Сейчас эта цифра превышает 4,6 млрд. рублей, а РАО работает над тем, чтобы максимально охватить все площадки, где звучит музыка — кафе, парикмахерские, развлекательные и торговые центры.
При этом РАО является одной из самых динамично развивающихся организаций в России. Колоссальный рост авторских сборов, который РАО демонстрирует, не имеет прецедентов по отношению к другим компаниям, работающим в различных отраслях, отметил Иванов. Только за последние пять лет, например, сборы авторских вознаграждений увеличились в два раза.
Являясь профессиональным объединением на общественных началах, РАО не ведет собственной коммерческой деятельности и действует лишь за счёт отчислений на покрытие своих расходов. В 2013 году эти отчисления составили 1 млрд руб. из суммы общих сборов — 4,3 млрд руб., а в 2014 сборы выросли до 4,6 млрд, но из них обществу было выделено лишь 856 млн руб.
Экономист Никита Кричевский отметил, что важным вопросом работы авторских организаций является эффективность, и у РАО с этой стороны дела обстоят очень хорошо. Конечно, можно создавать и другие подобные организации, но будут ли они столь же эффективны, найдутся ли для них необходимые интеллектуальный труд и материальные ресурсы?
Активно участвовавший в работе круглого стола продюсер Иосиф Пригожин отметил успешную совместную работу с РАО и обратил внимание на проблему мошенников, которые якобы организуют концерты, собирают деньги и исчезают. Для борьбы с ними продюсер предложил консолидироваться, и вместе с правоохранительными органами и даже Госдумой постараться побороть такие явления.
Несоблюдение авторских прав в Интернете — еще одна проблема, обсуждавшаяся на круглом столе. По мнению композитора, члена РАО Владимира Матецкого, вопрос охраны прав в виртуальном пространстве — один из самых острых. Композитор согласился, что идеальной эту систему в настоящее время сделать вряд ли возможно, но такая организация, как РАО, может быть серьезным препятствием для нарушителей, поскольку объединяет в своих рядах основных правообладателей.
При этом Адрей Литягин напомнил, что следует отделять функции РАО от тех, что являются прерогативной других ведомств. Российское авторское общество в принципе занимается сборами за публичные исполнения (телевидение, радио) в пользу авторов. Однако за исполнительские права платежи собирает вовсе не РАО, а совершенно другие организации. «Вообще многие считают, что за все должно расплачиваться РАО, хотя совершенно другие организации собирают за тот же самый интернет, за использование фонограмм. И к ним надо апеллировать», — подчеркнул он.
Композитор Олег Иванов, много лет являющийся членом авторского совета РАО, напомнил о еще одной, очень важной сфере деятельности общества — благотворительности. «Мы каждый раз, когда собираемся на авторском совете, …разбираем заявления от авторов, которые просят выделить им средства на операцию, на лекарства, на какое-то лечение
По словам Екатерины Ананьевой, решения относительно благотворительных проектов в рамках Фонда национальной поддержки правообладателей принимаются исключительно самими правообладателями, а не аппаратом РАО, который нанят на работу авторами. Основными благотворительными направлениями РАО были и остаются поддержка пожилых и молодых авторов, музыкальных и кинофестивалей. Среди них отдельно был отмечен длящийся 30 дней фестиваль «Московская осень», билеты на концерты которого для слушателей бесплатны. Также РАО поддерживает такие международные музыкальные фестивали, как «Санкт-Петербургская музыкальная весна», «Московский международный джазовый фестиваль», фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира», Всероссийский фестиваль симфонической музыки «Имена России», фестиваль-концерт «Сергей Рахманинов — Гала» и другие.