Государственная компания «Железные литовские дороги» с 12 декабря отменила поезд «Вильнюс-Москва-Вильнюс» литовского формирования. Чуть ранее, с 1 июня, было прекращено сообщение между Вильнюсом и Петербургом. В качестве причины случившегося литовская сторона назвала снижение пассажиропотока, однако эта версия не вызывает доверия. Речь идет о снижении числа пассажиров со 100 тысяч человек в 2013 году, до 73 тысяч в 2014-м. Падение на четверть, да еще в кризисный год, никак не может быть причиной разрыва связей, которые строят десятилетия, и не отменяют при первых же колебаниях спроса. Тем более что аналогичный поезд на Минск был сохранен.
Теперь перевозкой упомянутых более чем 70 тысяч пассажиров займется РЖД. К поезду «Янтарь», который идет из Москвы в Калининград, будут цеплять дополнительные 8 вагонов. Уже известно, что среди них будут: «1 спальный, 4 купейных, 2 плацкартных и 1 вагон-ресторан». Объявлено, что это решение принято «по согласованию с литовской стороной», которая, якобы, заинтересована в сохранении маршрута. Но если смотреть на фактическую сторону происходящего, то в сухом остатке произошедшей перемены перевод ответственности за поддержание железнодорожных коммуникацийс литовской на российскую сторону.
Стоит ли говорить, что следующим шагом может стать требование суверенной Литвы прекратить нежелательный транзит через ее территорию. Например, в Калининград. Ведь ей, Литве, эти перевозки давно уже не интересны, скажут в МИД прибалтийской страны. Такое вряд ли произойдет само собой — нужно резкое обострение отношений с Россией, но разве не к этому все движется в последнее время? До сих пор клубок взаимных экономических связей, оставшихся с советского времени, как-то уравновешивал ситуацию. Однако страстное желание независимости от России толкает Литву к полному их разрыву. Проблема Калининграда тогда встанет в полный рост.
До сих пор самой сильной привязкой к России была энергетическая зависимость Литвы. Так, до трех четвертей всего необходимого объема электроэнергии импортировалось, в том числе и из Москвы. На днях, 9 декабря, был введен в эксплуатацию энергомост, соединяющий Литву и Польшу. Благодаря этой конструкции прибалтийское государство сможет получать электроэнергию, произведенную в странах Евросоюза, что снижает зависимость литовских потребителей от России. В перспективе появится еще один энергомост — из Швеции. Он уже строится. А из соседней Норвегии Литва намерена получать сжиженный газ — в Клайпеде будет создан соответствующий кластер. «Газпром», а, значит, и Россия потеряет часть рычагов влияния на ситуацию. И делается это целенаправлено, по инициативе литовской стороны.
Таким образом, политическая версия отмены прямого железнодорожного сообщения между Вильнюсом и Москвой более вероятна, так как укладывается в контекст происходящих событий. Ее цель — полная переориентация Литвы на Запад через максимальный разрыв связей с Россией. Препятствие нормальному сообщению «материковой» России с Калининградской областью — один из пунктов этой программы.
Процесс этот был запущен еще в 2003 году, когда для проезда на поезде через территорию Литвы были введены транзитные визы. Благодушные российские власти того времени, в том числе МИД РФ, не видели или не хотели видеть надвигающейся проблемы. Предпочитали закрыть глаза на фактически введенное ограничение российского суверенитета, «понимая» литовскую сторону и не умея предвидеть негативное развитие ситуации.
Единственными, кто видел в России будущую проблему и протестовал в связи с этим, были нацболы * - предтечи современной незарегистрированной партии «Другая Россия». Тогда группа участников акции захватила на территории Литвы один из вагонов поезда «Москва-Калининград», порвала транзитные визы, отказываясь следовать правилам чужого государства для проезда из одного российского региона в другой. Вагон был отцеплен, его штурмовал литовский спецназ и все участники акции были арестованы.
«Понятно, что сами по себе нацболы не могли изменить решение Литвы, но если бы за нами пошло российское государство, у которого было тогда куда больше возможностей экономического и политического давления на Литву, еще не бывшую в НАТО, то можно было бы сохранить право ездить из России в Россию без ограничений», — рассказал «СП» участник событий Павел Жеребин.
За свой поступок россияне поплатились полуторамесячной отсидкой в СИЗО и пятилетним запретом на въезд в эту страну. Таков был приговор суда. Причем участники акции были готовы к самому худшему варианту развития событий. «Меру ответственности представляли по-разному — от „административки“ до 10 лет», — пояснил Жеребин. По его словам, в то время в странах Балтии именно таким был разброс наказаний за аналогичные поступки.
Протестующие в 2003 году нацболы верно понимали корень проблемы: Литва — недружественное по отношению к России государство. Напомним, эта страна приютила в свое время у себя чеченских сепаратистов, предъявляла России претензии за «советскую оккупацию» и выражала готовность разместить на своей территории базы НАТО. Прошедшее время лишь подтвердило их правоту. Войска НАТО чувствуют себя в Прибалтике как дома, и даже располагают специальными подразделениями спецназа полицейского типа, призванного подавлять беспорядки национальных меньшинств — русских. Решимость отрезать от России часть ее территории — Калининград — под благовидным, якобы, экономическим предлогом, легко просматривается в системных действиях литовских властей. Это лишь вопрос времени и России следует быть к этому готовой. Чтобы не случилось однажды, как этой осенью в Крыму.
В 2007 году НБП была признана судом экстремистской организацией, её деятельность запрещена на территории РФ.