Власти Украины нашли у Януковича правовую защиту от нового Майдана
Данная публикация продолжает цикл статей, цель которых изложить причины и цели подачи автором искового заявления в Высший Административный суд Украины к президенту Петру Порошенко.
В романе австралийской писательницы Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» есть прекрасная и одновременно трагическая легенда. Она рассказывает о птичке, покидающей свое гнездо в поисках колючей сливы (терновника), а когда находит — бросается на один из острых шипов, покрывающих ветви кустарника. В этот момент, умирая, она исторгает изнутри столь божественные мелодии, что даже Бог замирает, восхищенно слушая их.
Рассказывая это предание, автор романа, ставшего всемирным бестселлером, хотела аллегорически показать, что смерть способна сотворить чудо.
Но это все же легенда. В реальной жизни, как правило, все происходит с точностью до наоборот. Смерть порождает не красоту, а становится символом трагедии. Повороты жизни настолько непредсказуемы, коварны и сложны, что часто самые искренние и чистые намерения порождают только ужасные бедствия.
Так случилось ровно одиннадцать лет тому назад, когда в Киеве произошла «Оранжевая революция». Пережившее разруху и бандитизм 1990-х общество, стремилось вырваться из нищеты и пустоты. Решило отряхнуться, расправить плечи, вдохнуть полной грудью воздух надежды. Поверило, что можно построить новый, прекрасный и справедливый мир. Движимые этим порывом, на Майдан устремились практически все: преподаватели и студенты, менеджеры и предприниматели, пенсионеры и госслужащие.
Значительная масса тех, кто выходил на центральную площадь Киева, поступали так не вследствие слепого инстинкта, а осознанно, следуя искренним чувствам.
И политики почувствовали этот порыв человеческих душ. Цинично им манипулировали. Чтобы психологически удержать энтузиазм масс, демонстрировали единство, открытость, утверждали: украинский народ «уникальный», «рождается новая нация».
Тогда-то всем и вонзили в сердце шипы — и юному поколению, и зрелому возрасту, и пенсионерам.
В один миг все надежды рухнули. Именно тогда украинский народ раскололся.
Одни, наткнувшись раз на шипы, израненные и униженные, с трудом нашли в себе силы выбраться, продолжая жить.
Другие продолжают, полагая, что путь в терновник — это и есть дорога к европейскому счастью. Слова Колин Маккалоу очень точно отражают состояние этой части общества: «Мы сами создаем для себя тернии и даже не задумываемся, чего нам это будет стоить. А потом только и остается терпеть и уверять себя, что мучаемся не напрасно».
Именно эта часть общества, которая осталась жить с прежней иллюзией, затаила в душе обиду, переросшую за следующие девять лет в ненависть, агрессию и злобу. Рано или поздно эта негативная энергия должна была вырваться наружу. Она и вырвалась в тот момент, когда страна болезненно и мучительно восстанавливалась после затяжного кризиса, когда только-только стал вставать на ноги средний класс.
Именно в этот момент и вспыхнул Евромайдан.
Здесь уже не было наивной мечты, веры, а только агрессия и жажда взять реванш. Устремившись в центр Киева эта часть общества четко осознавала, что должна делать. Она хотела лишь одного — захватить власть.
Ненависть в ней передавалась словно инфекция — от одного человека к другому. Этот процесс прекрасно описал в своих работах один из первых исследователей массового сознания Гюстав Лебон. Но деструктивное поведение евромайдановской толпы нельзя объяснить только действием механизма заражения. Было еще нечто, что обусловливало исключительно разрушительный ее способ действий. Евромайдан сформировался из людей лишенных ясно осознаваемой цели, но совпадающих по эмоциональному состоянию. Собрались те, которые хотели вырваться на Запад, кто не видел и не осознавал иной возможности собственной реализации.
Власти Украины нашли у Януковича правовую защиту от нового Майдана
Сегодня они продолжают блуждать лабиринтами собственных химер и фантазий.
Но есть и другая часть общества, способная реалистично мир воспринимать и созидать. Это те, кто с неимоверными усилиями и муками избавился от майданных иллюзий 2004 года. Это те, кто изначально их никогда не принимал.
Если у них хватит сил, а их должно хватить, то страна от хаоса будет спасена.