В Туле собрались активисты проекта «Знамя нашей Победы». За два дня работы они успели провести несколько патриотических уроков, посетить памятные места Города-героя, а также обменяться опытом. Главный вопрос повестки — как правильно говорить о войне с подрастающим поколением
В форуме Городов-героев и Городов воинской славы приняли участие главные люди проекта — его активисты. Большинство из них — представители комсомола. Те, кто вот уже второй год прикладывают немалые усилия для организации и проведения патриотических уроков в своих регионах. Чем отличаются занятия в школах Ленинграда от уроков в Смоленске? Как говорят о войне в Москве и в Новороссийске? И какие дополнительные мероприятия в рамках проекта проводят активисты Волгограда, Ростова-на-Дону, Мурманска, Белгорода, Курска и других городов-участников? Об этом и многом другом в течение двух дней на тульской земле дискутировали активисты «Знамени Победы».
«Проект, первый этап которого завершился нынешним летом, вновь получил поддержку президентского гранта, а также существенно расширил свою географию, — говорит руководитель проекта Надежда Воронцова. — Сегодня у нас всех возникла потребность встретиться и поделиться наработанным опытом. То, что мы собрались в Туле — очень символично. Именно с этого города в конце 2014 стартовали наши уроки, и именно здесь сегодня мы передаём эстафету второму по счёту проекту».
На плечах активистов — большой груз. Они — настоящие многостаночники: сплав организаторов, педагогов и идеологов в одном лице. За год работы, проведя занятия в десятках, а, порой, и сотнях школ, каждый из них придумал свой подход к проведению уроков, наработал базу хороших историков, наладил связи с поисковыми и патриотическими организациями, активно вовлекая их в процесс обучения. На первый взгляд, может показаться, что все занятия «Знамени нашей Победы» идут по одной стандартной схеме. Но это не так. Каждый город, участвующий в проекте, выработал свой индивидуальный и ни на что не похожий стиль подачи материала.
Так, по мнению, представителя принимающей стороны, туляка Дмитрия Дубовенко, очень удачно в канву уроков вписалась навигация. «При помощи карт и фотографий мы наглядно показываем школьникам, где именно в городе были немцы, — делится он впечатлениями. — Война ведь это не событие из книжек. Она осязаема. И мы её показываем: вот здесь, где вы каждый день гуляете, или добираетесь до школы на маршрутке, когда-то шли фашистские танки». По словам Дмитрия, практика показала, что такими наглядными примерами кураторы проекта добиваются гораздо большего внимания ребят, чем простым перечислением фронтов, армий и войсковых соединений. «Безусловно, эта информация также очень важна, — говорит он. — Но не стоит забывать о факторе времени. Нам на одно занятие выделяют 45 минут, и мы просто физически не имеем возможности углубляться в историю. Поэтому мы пришли к мнению, что наша первичная задача — заинтересовать ребят».
Ещё один активист проекта — Мария Дробот, представляющая донскую землю, согласна со своим коллегой. В её родном Ростове-на-Дону, Городе воинской славы, активисты проекта также поняли — на патриотических уроках «Знамя нашей Победы» детям надо давать материал, который будет кардинально отличаться от обычных занятий истории. Поэтому ростовчане рассказывают нынешним школьникам не просто о войне, а об их сверстниках, воевавших против фашистов. «Для нас уроки „Знамени Победы“ — это не просто лекция историка, или комсомольца-активиста. Это, прежде всего — диалог с ребятами, — поясняет Мария. — И для нас здесь главное, вовлечение в беседу. Поэтому мы выработали особый подход: рассказываем школьникам о школьниках, только того, военного времени. Мы говорим о тех защитниках города, имена которых ребятам хорошо известны. А, если быть точнее, о тех, чьими именами названы улицы нашего города».
А вот представитель Санкт-Петербурга, региональный куратор Анна Клочкова считает, что настала пора активно привлекать к урокам и самих ребят. Например, объявить в рамках проекта всероссийский конкурс эссе на тему «Герои моей семьи», в которых школьники смогли бы рассказать историю своих прадедушек и прабабушек. Анна и её товарищи мыслят на перспективу. «Нам уже пора задуматься о тех, кто придёт нам смену, — объясняет она. — Ветераны, к сожалению, уходят. Как ушёл на днях наш великий земляк Николай Михайлович Беляев, комсорг Егорова и Кантарии, штурмовавший Рейхстаг. На нас с вами большая ответственность: передать подрастающему поколению истинную историю о той войне». И активистам это удаётся. Занятия проекта «Знамя нашей Победы» в Городе-герое Ленинграде пользуются большой популярностью. Казалось бы, в школьной программе питерских учебных заведений заложены и посещение Пискарёвского кладбища, и встречи с ветеранами, и уроки патриотизма. «Но именно к нашим кураторам после уроков ребята подходят и спрашивают: „А когда вы придёте ещё“? — говорит Анна. — Потому что мы также рассказываем им о жизни их сверстников — детей блокадного Ленинграда и его маленьких защитников. А для ребят Великая Отечественная — это не война танков, это война таких же маленьких детей, как и они».
На форуме присутствовал и особый гость. Евгений Тимофеевич Шалашников, ветеран ВОВ, а в начале войны — мальчишка, возрастом чуть старше нынешних старшеклассников. Во время войны оборонял Тулу, побывал в пекле Курской дуги, участвовал в штурме Берлина. Среди оставленных в здании Рейхстага подписей бойцов Красной Армии есть и его автограф. «Написал просто и кратко: туляк Шалашников», — говорит ветеран. Евгений Тимофеевич очень хвалил активистов и сам проект, называя его «правильным и своевременным». Много говорил о войне. И лишь в конце обратился к активистам с единственной и очень важной просьбой: «Учите молодёжь главному — любить Родину, как мы её любили. В этом и есть — наша сила. Сила непобедимого российского народа».
При реализации проекта используются средства, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением президента Российской Федерации № 79-рп