Представители спецподразделения Национальной гвардии Украины «Азов» заявили, что выступают за украинский, а не татарский Крым в ответ на заявления татарских радикалов о «татарской автономии» на полуострове. Об этом сообщает в среду, 3 февраля, «НОВОРОСС.info».
Представители спецподразделения также выразили недовольство поведением крымских татар, покинувших полуостров, в частности, тем, что последние «занимаются пропагандой своих религиозных верований». Особое возмущение у бойцов «Азова» вызвало желание мусульман иметь мечеть во Львове.
«Сотни крымских татар стали мигрантами на материковой части Украины, в частности, около двух тысяч из них стали жителями Львова…», — сообщается на интернет-ресурсе «Азова».
В информации указывается, что «власти Львова и так пошли на большие уступки крымским татарам, выделив территорию городского кладбища «под нужды их религиозной общины». По мнению представителей формирования, молитвенное помещение у последователей ислама уже есть, так как в июне 2015 года в городе был открыт Исламский культурный центр, в котором, по мнению «Азова», уже есть мечеть — «ведь мечетью называется любое место для молитвы». Таким образом, желание мусульман иметь свой храм во Львове авторы статьи назвали «ничем иным, как испытанием терпимости сограждан».
«Для Львова как центра христианских конфессий подобное культурное посягательство является возмутительным», — подводится итог в заявлении националистов.
Отметим, что боевики «Азова» совместно с представителями нелегального крымско-татарского «меджлиса» участвовали в блокаде Крыма. Радикалы перекрыли границу между полуостровом и Украиной 20 сентября 2015-го. Организаторами акции выступили депутаты Верховной Рады Мустафа Джемилев, Рефат Чубаров и беглый крымский предприниматель, бывший член кабинета Сергея Аксенова Ленур Ислямов при участии экстремистской группировки «Правый сектор» («ПС») *. Вскоре к ним присоединились бойцы т.н. «добровольческих батальонов» — «Айдара» и «Азова». Боевики блокировали въезд грузовиков с украинскими товарами на территорию республики.
Напомним, что подразделение специального назначения «Азов» — линейное подразделение специального назначения в составе Национальной гвардии Украины. Командиром «Азова» является депутат Андрей Билецкий, руководитель украинских расистских и неонацистских организаций «Патриот Украины» и Социал-национальной Ассамблеи, входивших в «Правый сектор». Билецкий считает, что историческая миссия украинской нации — «возглавить крестовый поход белой расы против возглавляемых семитами недочеловеков», а социал-национализм поднимет «на щит все древние украинские арийские ценности».
Одним из заместителей Билецкого является другой депутат Игорь Мосийчук, бывший «свободовец», также участник «Патриота Украины» и Социал-национальной Ассамблеи, один из т.н. «васильковских террористов».
Еще один командира «Азова» - Олег Однороженко, считает необходимым восстановление доминирования белой расы в странах с «небелым населением». По словам Однороженко, политическая платформа «Азова» — нациократия, правительственная система, предложенная ОУН* в 1930-х — 1940-х годах.
Многие бойцы «Азова» также придерживаются праворадикальных и неонацистских взглядов и открыто демонстрируют их. В интернете можно найти немало фотографий «азовцев» с портретами Гитлера, нацистской символикой, вскидывающих руки в нацистском приветствии. Нацистскую сущность «Азова» признали даже США, отказавшись предоставить ему вооружение и тренировочную помощь.
— В принципе, в этой ситуации нет ничего удивительного, — уверен главред сайта Liva.com.ua Андрей Манчук. — Украинские националисты, которые составляют личный состав полка МВД «Азов, давно известны своей шовинистической нетерпимостью к представителям «неевропейских» национальностей и идеологическим WP-расизмом. Эти правые боевики давно занимаются «охотой» на мигрантов из азиатских стран — а сейчас проводят антимигрантские рейды уже в качестве полицейских. Впрочем, это касается не только «Азова» — абсолютное большинство «украинской патриотической общественности» заражено исламофобскими комплексами, а конфликт в Донбассе часто изображается священной войной во имя «защиты белой Европы» от дикой азиатской орды — с прямыми отсылками к монголо-татарским походам на территорию нынешней Украины.
Было бы смешно думать, что эти ультраправые всерьез испытывают какие-то симпатии к крымским татарам. Блокада Крыма, которую организовывали представители «меджлиса» и украинских националистических батальонов, была ситуативным сотрудничеством, организованным под давлением «сверху». А сейчас, когда оно подошло к концу, а европейский кризис беженцев подогрел исламофобские настроения в украинском обществе, противоречия вырвались наружу — и «Азов» начал открыто угрожать крымско-татарской общине в Украине. Националисты хотят найти новых «внутренних врагов», на которых есть спрос в обезумевшем от кризиса и разочарования общества.
«СП»: — Стоит ли ждать какой-либо реакции «меджлиса» на эти заявления «азовцев»?
— Думаю, резких заявлений не будет — поскольку у «меджлиса» и «Азова» общие кураторы, и они попытаются сгладить ситуацию, переведя конфликт в подспудное русло. Но время от времени исламофобия националистических боевиков будет прорываться.
«СП»: — А какую цель преследуют татары, расселяясь по всей Украине и продвигая там свои порядки, особенно в колыбели украинского национализма — во Львове? Понимают ли они, что конфликт неизбежен?
— На самом деле, для украинских националистов нет разницы, где будут жить татары — они в любом случае будут обвинять переселенцев в «исламской экспансии», в силу своих идеологических установок. Остается надеяться, что это не приведет к попыткам погромов — поскольку в Киевской области, где полицией руководит выдвиженец «Азова» Таран, ультраправые (как сотрудники полиции, так и содействующие им парамилитарес) уже приступили к рейдам, проверяя документы у темнокожих людей. А в Одессе местные националисты, при поддержке государственных силовых структур, устроили настоящий погром вьетнамского квартала на рынке «7 километр».
«СП»: — Как будет Киев реагировать? Ведь татары государственной пропагандой объявлены чуть ли не главными патриотами Украины…
— Я думаю, власть не допустит таких столкновений — по крайней мере, сейчас, когда она все еще влияет на ситуацию. Но антитатарская риторика ультраправых никуда не денется — и это будет источником постоянного напряжения в украинской националистической среде. В частности, либеральная интеллигенция вынуждена будет чаще и громче критиковать расизм «добровольцев», который она обычно пытается отрицать или не замечать.
«СП»: — Существует ли сегодня в Крыму «крымско-татарский вопрос»? Удалось ли России его решить?
— Руководство «меджлиса» пытается узурпировать право представлять интересы крымско-татарского народа. На самом же деле, множество крымских татар никогда не испытывали никаких симпатий к Джемилеву и Чубарову — за то, что они пытались в жестком режиме управлять общиной, жить за ее счет и говорить от ее имени. А блокада и отключения света, от которых, в том числе, пострадали крымские татары, усилили подобные настроения. Никакой «пятой колонной» крымские татары, разумеется, не являются.
— Сотрудничество «меджлиса» и правых украинских радикалов — это технология, а не партнерство, — говорит директор экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов.
— Впрочем, иногда это еще и совместный бизнес, например, на контроле таможни. Перед Майданом и при постановке задачи «возврата Крыма Украине» все средства хороши. Все ресурсы идут в дело. Когда цель достигнута или стала совсем бессмысленной, подобные «скрепы» не работают — не способные ужиться друг с другом «партнеры» расходятся. Ну а то, что они расходятся в столь эмоциональном ключе — это особенность современной Украины. Посмотрите эпическую сцену «Аваков бросается на Саакашвили». В современной Украине правящий армянин не может ужиться с правящим грузином — что уж говорить о союзе крымских татар с украинскими националистами.
«СП»: — Можно ли считать татар «главными украинскими патриотами в Крыму», какими их рисует пропаганда? Каково реально влияние на них пропаганды «меджлиса»?
— Без сомнения, необходимо разделить тех крымских татар, которые остались жить в российском Крыму, и тех, кто уехал воевать в добровольческих батальонах — именно из них сегодня собран костяк «киевского меджлиса». Их сегодня реально мало, и в целом они растворились в многомиллионной Украине, как одна из диаспор. Положение же дел с национальным миром в Крыму сегодня практически ровно то же, что и во всей России. Нет ни вражды, ни даже попыток её создать. Шансов у «меджлисовцев» получить в Крыму хоть какую-то поддержку нет. Особенно после подрыва ЛЭП, оставившего без света всех жителей полуострова, в том числе и крымско-татарское население.
«СП»: — Понимают ли в Киеве, что, прикармливая «меджлис», за спиной которого стоят как турецкие экстремисты из «Серых волков», так и боевики, прошедшие войну в Сирии и Ираке, они играют с огнем?
— Думаю, тут надо больше беспокоиться за всю Украину, которая вступила в тесное партнерство с Турцией, чем за союз «меджлиса» с турецкими националистическими группировками. На фоне друг друга две страны уже не чувствуют того одиночества, в котором они оказались в последнее время на фоне ненависти к России. Европа, не говоря уже об остальном мире, находится в стадии выздоровления, понимая, что на самом деле произошло и с Крымом, и в Донбассе.
«СП»: — Поддержат ли заявления «Азова» их «побратимы» из других националистических группировок? Чем это чревато?
— Такой конфликт может возникнуть — как спор двух хозяйствующих субъектов в криминальном поле. Там и там про законы забыли — вот в этом поле беззакония они и будут общаться.
«СП»: — Кто из них, украинские экстремисты или боевики-исламисты, сегодня представляют большую опасность для российского Крыма? Какие превентивные меры может и должна принимать Москва?
— Чем дальше, тем этой опасности меньше. Слишком маргинальны сегодня эти группы. Их еще некоторое время будут использовать как инструмент, необходимый для антироссийских акций. Потом они будут не нужны…
*/** В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.