Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Встреча тысячелетия

Диалог Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска знаменует начало новой христианской эры

4588

Телекадры со встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска облетели весь мир. Двухчасовая беседа предстоятелей крупнейшей православной и католической церквей в здании международного аэропорта Гаваны многие справедливо называют «событием тысячелетия». В то же время само событие заставляет задуматься над тем, какие глобальные изменения послужили толчком к встрече.

Необходимо отметить, что между католиками и православными практически нет канонических противоречий. Обе церкви признают семь Вселенских Соборов и почитают вместе многих святых. Вообще, христианская церковь ранее была единой, различались лишь обряды. Великий раскол произошел в 1054 году, когда Папа Римский отлучил от церкви Патриарха Константинопольского Михаила Керулария, а тот в ответ предал анафеме папских легатов. На протяжении почти тысячи лет католики и православные считали друг друга вероотступниками и еретиками. Взаимные анафемы были сняты только в 1965 году Вселенским Патриархом Афинагором и Папой Римским Павлом VI. С тех пор православная и католическая церковь считаются церквями-сестрами.

Если говорить про встречу предстоятелей, то она действительно первая после раскола. И, конечно, к ней было приковано внимание человечества.

Совместное заявление Патриарха и Папы содержит много интересных вещей.

Самое, пожалуй, важное — это почти полное признание единства взглядов на догмы. «Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем. Среди них — бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие «семенем христианства», — сказано в документе. Интересно трактуется и причина раскола. «Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя», — говорится в заявлении. То есть, уже ни с одной стороны нет претензий на абсолютную истину. Завершается заявление надеждой на воссоединение христианских церквей в будущем.

Конечно, говорится о трудном положении христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Дается напоминание жителям Европы о необходимости сохранять христианские ценности.

Для православных важны пункты о церкви на Украине. «Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм», — сказано в заявлении. Проще говоря, в очередной раз было подтверждено, теперь еще и Папой Римским, что никакого «киевского патриархата» не существует.

В целом, можно сказать, что встреча Патриарха и Папы вызвана именно серьезными изменениями в мире. Учитывая, что она первая за тысячу лет, изменения эти по-настоящему масштабные.

— Встреча действительно историческая, она очень долго готовилась, — говорит религиовед Роман Силантьев.

— Ждать можно объединения всего христианского мира перед лицом общих угроз, которые и были прописаны в совместной декларации.

Такая встреча была теоретически возможна и при Папе Бенедикте. Отношения с ним у нашего Патриарха были хорошие. Кирилл встречался с ним неоднократно, когда еще не был Патриархом. Но Папа Бенедикт был Папой временным. Он был в солидном возрасте. Все понимали, что он переходная фигура между долгим папством Иоанна Павла Второго и каким-то новым, энергичным Папой. Бенедикт дал возможность католикам подумать, подготовить почву для нового долгого понтификата. Поэтому встречаться с ним для решения стратегических задач было не целесообразно. И Бенедикт добровольно ушел на покой. К новому Папе присмотрелись, и встреча состоялась.

«СП»: — Обусловлена ли встреча каким-то новым состоянием человечества? Символично, что встреча произошла на Кубе.

— В общем, всегда говорили о социальном разделении. На Кубе тоже есть капиталистические черты. Вообще, во многих социалистических странах есть капитализм, в капиталистических государствах много социализма. Главный вопрос встречи — угроза радикального ислама. Христиан в Северной Африке и на Ближнем Востоке уничтожают, не разделяя их по конфессиям. Точно так же притесняют христиан в Европе. Идет процесс секуляризации. Все христиане, которые пытаются сопротивляться, считаются врагами.

Обсудили Украину, ситуация в которой болезненно воспринимается для православных. Положение на Ближнем Востоке — общая боль для католиков и православных. Европа более важна католикам. Так что баланс соблюден, встреча носила конструктивный характер.

«СП»: — Наступает ли новая эра для христианства?

— Вопрос раскола достаточно сложный. Официально он случился в XI веке, но противоречия назрели намного раньше. Об объединении церквей речи пока не идет. Но сближение позиций наблюдается. Сильнее всего людей сближают общие угрозы. Общий враг делает людей надежными союзниками. Общий для католиков и православных враг в ближайшее время никуда не денется, только усиливается. Соответственно, будет и теснее становиться союз. Встреча Патриарха и Папы — это прогресс в отношениях между церквями. Но важно, как будут они развиваться дальше. От последующих действий и будет зависеть, как церкви смогут взаимодействовать.

— Встреча Папы Римского и Московского Патриарха сама по себе большое событие, — считает главный научный сотрудник сектора политического и культурологического анализа ИМЭМО РАН Андрей Володин.

— Сама встреча носила неформальный характер, принятое заявление носит рекомендательный характер. Тем не менее, встреча произошла в тот момент, когда западные и восточные христианские общины подвергаются гонениям. Можно сказать, что их положение отчаянное. И в Восточном Средиземноморье, и в Северной Африке. Встреча показала взаимную поддержку двух мощных конфессий.

Не стоит забывать, что с приходом Франциска на престол Святого Петра внешняя политика Ватикана активизировалась. Ватикан проявляет себя всё больше как субъект мировой политики, хоть и ненавязчиво. Папа Римский поднимает в деликатной форме важнейшие вопросы, говорит о главных проблемах современного мира, говорит открыто и прямо. Ту же работу делает и наш Патриарх. И общение между церквями означает новое качество в развитии мирового общественно-политического процесса. За Папой стоят общины западных христиан, они поддержали встречу. Поддерживают ее и христиане Востока. Долго ждали синергетического сложения усилий восточного и западного христианства. И встреча в Гаване стала результатом долгих ожиданий.

Конечно, последствия этой встречи сразу не скажутся. Но восточные и западные христиане получили мощную моральную, психологическую и политическую поддержку. И это крайне важно.

«СП»: — Возможно, встреча вызвана разрушением старых ценностей.

— Я плохо понимаю, что такое модерн и тем более постмодерн. Я знаю, что есть традиционные ценности. Они не только христианские, но и мусульманские, иудейские, буддистские и другие. Эти ценности испокон веков подпитывали общество, определяли нравственные ориентиры человека. Во время встречи было совершенно четко зафиксировано, что эти ориентиры в значительной степени утратили ценность для современного мира. И требуется восстановление этих моральных ценностей, без них невозможно управление ни политическими, ни экономическими процессами в мире. Это совершенно очевидно.

Вспомните, как убедительно выступал Папа Франциск на Генассамблее Организации Объединенных Наций. Он убедительно и убежденно выступал в различных организациях Соединенных Штатов Америки. Всё это, безусловно, важные зерна в копилку нравственного переустройства мира.

Мир, который потерял нравственные ориентиры, не знает куда идти и чем руководствоваться. Естественно такой мир нуждается в таком порыве и «мягкой» силе, которая бы его направляла. Необходимо заставить человека задуматься о нравственности. Чтобы во всех своих действиях он руководствовался не только выгодой, враждой к иноверцам. Человек должен помнить, что конкурент, оппонент это тоже человек, и к нему надо относиться по-человечески. Поэтому считаю, что значение встречи в Гаване чрезвычайно велико.

«СП»: — Станет ли встреча духовным стимулом каких-то мировых процессов?

— Безусловно станет. Встреча готовилась давно, рассматривалась под различными углами зрения. Просчитывались краткосрочные и долгосрочные последствия. Я уверен, что миру, которому нужен моральный стимул и нравственный ориентир, встреча Патриарха и Папы очень поможет. Она в значительной степени приведет в чувство те группы населения и те группы элит, которые руководствуются в своих действиях отнюдь не благими намерениями. Встреча окажет сдерживающее моральное влияние на участников региональных конфликтов.

Но воздействие это не может быть сиюминутным. Это не сиюминутное событие, а долгий процесс. И чем плотнее будут контакты между Москвой и Ватиканом, между представителями мировых религий, не только православными и католиками, тем легче будет построить универсальный мир. О таком универсальном мире многие мечтают, но пока не видят путей его построения.

Утрата нравственных ориентиров и завела современный мир в тупик. А предупреждали об этом философы не только XX века. Можно вспомнить даже Федора Михайловича Достоевского.

Последние новости
Цитаты
Сергей Глазьев

Доктор экономических наук, академик РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня