Хулиганские выходки пьяных пассажиров на бортах самолетов уже давно стали головной болью всех российских авиаперевозчиков
Этот документ уже разработан и несколько лет пылится где-то на полках Госдумы. Он должен предоставить российским авиакомпаниям право отказывать дебоширам в полете еще на земле. Для этого всех нарушителей спокойствия предлагается занести в специальный реестр Росавиации, на который и будут опираться перевозчики, пишет «Комсомольская правда».
К созданию и воплощению в жизнь этого закона стоит отнестись с большой внимательностью, отмечает главный редактор журнала «Авиатранспортно
Здесь, вероятно, российским депутатам может пригодиться опыт других государств. Например, некоторые граждане Китая в течение двух лет не смогут летать самолетами пяти главных перевозчиков этой страны — они попали в общий «черный список» авиакомпаний благодаря мощной законодательной базе, разработанной властями КНР. В правилах поведения в аэропортах и на самолетах в 2015 году появились 11 недопустимых нарушений порядка, которые теперь наказываются запретами на полеты.
В очевидности проблемы для российской гражданской авиации сомневаться не приходится, ведь даже на протяжении последних дней успели произойти сразу несколько инцидентов с авиадебоширами. Так, 13 апреля бортпроводникам и пассажирам рейса Москва-Владивост
Тремя днями позже рейс «Аэрофлота» Тель-Авив-Москва задержали почти на 20 часов из-за того, что члена экипажа воздушного судна атаковал пассажир-хулиган
А 18 апреля перед вылетом из Краснодара в Минск полиция забрала из самолета пьяного пассажира, учинившего шумный скандал. К счастью, члены экипажа успели обратиться за помощью к стражам порядка. В результате нарушителю отказали в перелете без права возврата денежных средств, потраченных им на билет.
Главной причиной увеличения числа случаев воздушного дебоширства, считают авиаэксперты, можно считать слишком мягкие законы, регламентирующие поведение пассажиров на борту самолета. Для решения этой проблемы необходим целый комплекс законодательных мер, говорит доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. «Действующее законодательство не позволяет перевозчикам применять „черные списки“, — отмечает он. — Согласно положениям Воздушного кодекса РФ авиакомпания имеет право расторгнуть договор перевозки с нарушающим правила безопасности пассажиром, но не имеет права отказывать такому пассажиру в приобретении нового билета. Необходимо принять поправки в Воздушный кодекс и Федеральный закон „О персональных данных“, которые могли бы предоставить возможность авиационным властям гражданской авиации вести „черные списки“ и разрешить авиаперевозчикам отказывать пассажирам в приобретении билета. Пусть на фиксированный срок, как при лишении права управления транспортным средством за пьянку».
Также, считает эксперт, нужно срочно вносить изменения в КоАП РФ, предусмотрев специальный состав за противоправное поведение на борту и штраф для нарушителей до полутора не тысяч, а миллионов рублей.
«Кроме того, законодатели должны включить в главу 27 Уголовного кодекса РФ „Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта“ новый состав преступления — „Отказ выполнять указания членов экипажа на борту воздушного судна“ с последующим наказанием, связанным с лишением свободы и (а не или) большим штрафом», — подчеркивает Кричевский.
Чтобы механизм противодействия авидебоширам работал максимально эффективно, он должен учитывать еще несколько факторов, добавляет Алексей Синицкий. «Во-первых, нужно повысить права экипажа, чтобы экипаж был законодательно защищен, и считалось юридически, что он находится на борту при исполнении служебных обязанностей. Сейчас, когда бортпроводник общается с пассажиром, это, условно говоря, два частных лица выясняют между собой отношения. В этой ситуации бортпроводники никак юридически не защищены, — напоминает эксперт. — Во-вторых, меры мягкого сдерживания должны быть грамотно сертифицированы. Потому что, к примеру, дебошира связывают, потом у него какая-нибудь болезнь от этого начинается, и он уже предъявляет огромные иски. Сертификация всех этих мер крайне важна».
Сами авиакомпании поддерживают идею принятия таких законов. К примеру, «Аэрофлот» с 2012 года настойчиво добивается расширения полномочий экипажа в противодействии дебоширам, введения «черных списков», а также разработки юридического механизма для возможности отказа от перевозки пьяных и шумных пассажиров.
В принятии законопроекта заинтересованы и другие российские авиаперевозчики, например «ЮТэйр». В 2013 году бортпроводникам самолета этой компании пришлось связать очередного дебошира скотчем. Стоит отметить, что многие иностранные перевозчики давно используют для этих целей стандартные наручники.
Несмотря на все действия «Аэрофлота» и его коллег, депутаты не спешат делать реальные шаги для того, чтобы закон, защищающий спокойствие пассажиров, наконец, заработал. Авиаторы со своей стороны все возможное уже сделали. Например, «Аэрофлот «даже создал внутреннюю базу пассажиров, нарушающих правила поведения на борту. Если такой пассажир запланирует полет, соответствующую информацию получат сотрудники авиакомпании, однако отказать в полете они все равно по закону не смогут, и утихомиривать нарушителя порядка придется уже в салоне лайнера. Кстати, все чаще это вынуждены делать сами пассажиры.
«Теперь это уже редкие случаи, а вот раньше они были очень распространены, особенно на так называемых „пьяных рейсах“ — в Таиланд, Турцию, Египет, — отмечает вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. — На этих рейсах всегда много семей с детьми, и экипажи, и даже они сами очень жестко боролись с дебоширами, фиксировали информацию для правоохранительн
Остается надеяться, что члены российского парламента все же найдут возможность проявить заботу о пассажирах авиатранспорта, тем более что в свете наступающего туристического сезона это будет воспринято населением самым позитивным образом.