
29 сентября на Обуз-Лесновском военном полигоне в районе белорусского города Барановичи завершились совместные российско-белорусские военные учения «Запад-2009». Они длились три недели, охватили Балтийское море, Калининградскую область и западные территории Белоруссии. В учениях приняли участие около 12,5 тысяч военнослужащих: 6,5 тысяч из Белоруссии, на пятьсот человек меньше — от Вооруженных сил России, 30 военнослужащих прибыли из Казахстана.
Количество военной техники, принявшей участие в маневрах, оказалось рекордным за последние 10 лет: свыше 220 боевых танков, около 470 боевых бронированных машин, 230 самоходных и буксируемых артиллерийских орудий, минометов и реактивных систем залпового огня, 60 самолетов и 40 вертолетов.
На учения «Запад-2009» в качестве наблюдателей были приглашены представители граничащих с Белоруссией государств (Латвии, Литвы, Польши, Украины), а также военные атташе аккредитованных в Минске диппредставительств.
За итоговым показательным сражением между «синими» и «красными» наблюдали российский и белорусский президенты Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко. Оба высказали удовлетворение от итогов учений, во время которых было проверено функционирование системы совместной обороны Союзного государства, ее способности решать задачи обеспечения национальной и региональной безопасности.
«Наши союзнические отношения крепнут, развиваем оборонную компоненту, стараемся создать надежную основу для защиты наших национальных интересов», — сказал Дмитрий Медведев, выступая на смотре войск, которые завершили учения.
«Это учение — образец защиты наших народов в Союзном государстве», — подчеркнул президент Белоруссии.
В западных и некоторой части российских СМИ российско-белорусские учения получили злобно-тревожную оценку. Основной лейтмотив подобных публикаций таков: против кого направлены эти маневры, что русские делают в Белоруссии, ограничится ли агрессивность Москвы белорусскими пределами? Свое мнение по этому поводу высказал корреспондентам «СП» президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов.
«СП»: — Почему Запад так остро воспринимает любые шаги по созданию единого оборонного пространства в рамках Союзного государства Россия-Белоруссия?
- Причин много. Главная, на мой взгляд, состоит в том, что многие западные страны по инерции продолжают поддерживать американскую стратегию мирового господства. Она осуществляется разными способами. В отношении континентальных государств, например, России, применяется прием со зловещим названием «Петля анаконды». Его суть в охватывании страны кольцом военных баз, блокировании выходов к морю и удушении государства постоянным стягиванием этой петли.
Для России первостепенное значение имеет военное сотрудничество с Белоруссией именно с точки зрения противостояния «американской анаконде». Белорусский клин на границах с западным миром обеспечивает пока едва ли не единственный серьезный разрыв в «Петле анаконды», которую на нас накинули. А это архиважно для успешного противостояния нашей страны агрессивным устремлениям НАТО.
Достаточно взглянуть на карту и вспомнить ту Балтийско-черноморскую дугу, теорию которой разработали на Западе, что это вот линия, которая выходит противостоянием к России. И мы увидим, что именно эта дуга разрывается клеймлением в западном направлении Республики Беларусь.
«СП»: — А что позволяет России воспользоваться этим для укрепления своей обороны?
— Во-первых, мы получаем возможность выдвинуть свои средства обороны прямо в центр Европы. Во-вторых, немаловажен непосредственно военный потенциал Белоруссии. Белорусская армия сегодня наиболее боеготовая в рамках ОДКБ. Моральный дух офицерского и рядового состава гораздо выше, чем у российских войск, измученных непонятными реформами и безденежьем. Плюс Белоруссия является как бы форпостом России на западном направлении. И объединение по территории западной части России и Белоруссии в единое оборонное пространство, в единую военную систему позволяет прикрыть и Россию.
«СП»: — Есть ли реальная военная опасность для России с Запада?
— В отношении России мы не успеваем читать «утечки информации» о разного рода планах, которые пишут не просто какие-то свободные исследователи, а разрабатывают мозговые центры США по заказу Пентагона, госдепа, ЦРУ и Объединенного комитета начальников штабов. Приведу один из недавних проектов, подготовленных по заказу Объединенного комитета начальников штаба. Это по сути дела военная операция по вторжению в Калининградскую область. Они прогнозируют, что сложится такая ситуация, когда часть калининградской элиты поднимет волну откола от России и ухода в Евросоюз. Кстати, такие настроения бытуют среди части калининградского бизнеса. И вот, если Россия попытается решить проблему оставления Калининградской области в составе своей территории, тогда нам предлагают вооруженный конфликт. То есть силы НАТО придут на помощь калининградским «свободолюбцам». Разработан проект военной операции. В нем натовцы учитывают, что рядом — небольшой перешеек, через литовскую границу, за которым есть мощный союзник России. В случае конфликта, понятно, что перешеек будет прорван, и белорусы придут нам на помощь. Одна из сложных для натовцев задач — изоляция Белоруссии, чтобы она не могла поддержать Россию. С этой точки зрения Белоруссия очень важна для России.
Вот здесь и нужно продвигаться в первую очередь — создавать единое оборонное пространство, единые вооруженные силы. Не только в рамках ОДКБ, а на двухсторонней основе. Со всеми вытекающими последствиями.
«СП»: — Есть ли реальные успехи в этом?
— Есть. И это самый положительный пример нашего сотрудничества в рамках Союзного государства. Без громких заявлений военные ведомства спланировали и уже давно проводят «операцию» по созданию единого оборонного пространства. В числе реализованных целей и задач: формирование совместной коллегии двух министерств обороны; единая оценка военно-политической ситуации в районе возможного применения вооруженных сил; концепция единого оборонного пространства; создание (задействование) системы военной инфраструктуры; объединенная система ПВО с организацией непрерывного боевого дежурства выделенными силами и средствами двух государств; координация подготовки войск и штабов, регулярные совместные учения; разработка и применение единых принципов военного искусства, нормативов и стандартов, документов по планированию и действиям войск; разработка — что самое важное — единой военной доктрины Союзного государства.
Добавлю к этому, что на территории Республики Беларусь размещены и действуют в боевом режиме ряд стратегических объектов Вооруженных сил России, идет непрерывный обмен информацией о воздушной и космической обстановке, о действиях натовских «друзей». К тому же белорусские предприятия активно участвуют в разработке, создании и производстве российской военной техники. И никаких коллизий в отношении оплаты за информацию, за пролеты военной авиации и прочие действия и услуги. Просто военные решают общую и самую главную задачу — обеспечить безопасность наших народов. И в этом служении не мечтают о прибылях, не исповедуют рыночные подходы, не рассуждают о либеральной демократии. Они просто делают свое дело. И в этом совместном служении Отечеству куется боевое братство, продолжается важная историческая традиция.
«СП»: — Мы все время говорим об интересах России, а насколько важен для Белоруссии такой военный союз?
— Он не менее важен и для Белоруссии, поскольку у нас общий вероятный противник на западном стратегическом направлении. Причем противник реальный, стоящий непосредственно у границ Белоруссии. Он превосходит по количеству вооружений и личного состава наши армии. Однако объединившись в военный союз, мы становимся сильнее, а значит — повышается порог возможной агрессии против каждого из нас.
Из досье СП:
По данным руководителя Центра военного прогнозирования полковника Анатолия Цыганка, военно-политическое сотрудничество России и Белоруссии осуществляется как в рамках Договора о создании Союзного государства, так и в формате Организации Договора о коллективной безопасности. Основой такого сотрудничества также служат несколько базовых документов:
— Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о военном сотрудничестве;
— Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере;
— Концепция безопасности Союза Беларуси и России (решение Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28.04.1999);
— Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России (решение Высшего Совета Союза Беларуси и России от 22.01.1998);
— Военная доктрина Союзного государства (решение Высшего Государственного Совета
Определяющим документом является именно Военная доктрина Союзного государства, которая имеет оборонительный характер и направлена на обеспечение территориальной целостности и суверенитета наших стран, поддержание стратегической стабильности Союзного государства, создание условий для прочного и справедливого мира.
На территории Беларуси расположен целый ряд объектов военно-технической инфраструктуры, оказывающих влияние на поддержание стратегической безопасности в центре Европы. В их числе радиолокационная станция под Барановичами — станция предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Это — одна из восьми подобных российских станций. Станция под Барановичами предназначена для раннего предупреждения стартов баллистических ракет, в частности, с территории Германии, Франции, Великобритании. Она поставлена на боевое дежурство в 2002 году и отслеживает небо практически над всей Западной Европой. Подобные станции с советского времени строились в Латвии, на Украине, на Кавказе и под Красноярском в России. Из них собирались сделать пояс защиты центра России против стратегических ракет НАТО. С распадом СССР эти планы были забыты. Станция в латвийском городе Скрундзе была уничтожена, станции под Львовом и на Кавказе так и не достроили, и только Белоруссия согласилась дать возможность космическим войскам России достроить станцию и арендовать ее для своих нужд.
Еще одним российским военным объектом на территории Белоруссии является пункт управления подлодками в Вилейке. Станция в Вилейке предназначена для ретрансляции сигналов на российские корабли и подводные лодки, находящиеся в Центральной и Северной Атлантике.
Северо-западное направление воздушных границ России давно уже прикрывается системой ПВО Белоруссии. Собственных войск на северо-западе и западе у РФ практически не осталось. Этот регион — зона ответственности объединенной российско-белорусской системы ПВО, где ведущая роль принадлежит белорусам. Их прямые расходы по защите российской воздушной границы составляют $40 млн. ежегодно.
Фото [*]