Иран собирается запустить на орбиту спутник, который, по словам ректора иранского Технологического университета имени Амира Кабира Алирза Рахаи, предназначен для изучения природных явлений, связанных с процессами глобального потепления — участившихся землетрясений, засухи
Еще в феврале нынешнего года Иран вывел в космос свой первый национальный спутник Omid («Надежда»), причем сделал это с помощью собственной ракеты-носителя. В то время это вызвало очень большую обеспокоенность на Западе, поскольку стало ясно, что иранская сторона значительно продвинулась по пути создания баллистической ракеты, способной нести ядерную боеголовку. Нынешний запуск и сообщение о планах по созданию космической группировки, как и открытие еще одного завода по производству урана в городе Кум, вполне укладывается в проводимую руководством страны политику, вызывающую опасения международного сообщества. Однако все без исключения официальные лица страны, включая президента Махмуда Ахмадинежада, продолжают утверждать, что как ядерная, так и космическая программы будут продолжены и доведены до своего завершения, поскольку реализуются с мирными целями и «с этого пути Исламская Республика Иран не свернет». Тем не менее, иранская сторона согласилась допустить на новый завод инспекторов Международного агенства по ядерной энергии — МАГАТЭ, что должно продемонстрировать ее миролюбивые намерения.
Возможно, после прихода к власти в США президента Барака Обамы аргументы Тегерана стали находить большее понимание в Америке и Европе. Во всяком случае такой вывод следует из высказываний официального представителя МИД России Андрея Нестеренко, по словам которого «все страны иранской „шестерки“ (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция и Германия — примечание „СП“) стремятся избавиться от опасений, связанных с иранской ядерной программой». В этой связи они сходятся в том, что «необходимо срочно запустить процесс, имеющий своей целью снять все опасения по поводу мирного характера этой программы». То есть, пока о введении жестких санкций речи нет. Это означает, что доселе диаметрально противоположные в данном вопросе позиции Москвы и Вашингтона ощутимо сблизились. Более того — переговоры теперь будут вестись не только в Швейцарии в формате «6+1». Вполне вероятно, что возобновится и американо-иранский прямой диалог, на что уже прозрачно намекнула американская сторона.
Если такой контакт произойдет, он станет первым за все время, прошедшее после захвата американского посольства в Тегеране в ноябре 1979 года, когда в заложники были взяты 63 дипломата и еще трое обычных граждан США. Они находились в плену 444 дня. Военная операция по их спасению скандально провалилась, что крайне отрицательно сказалось на позициях тогдашнего американского президента Джимми Картера. Впоследствии при посредничестве Алжира заложников удалось освободить. Произошло это в день инаугурации нового президента Соединенных Штатов — Рональда Рейгана. С того времени никаких прямых политических контактов (во всяком случае, ставших известными) между сторонами не было.
О явственном потеплении американо-иранских отношений свидетельствует и тот факт, что на днях в США направятся десять известных кинорежиссеров и актеров из Ирана. В их числе — популярные Мухаммед Мехди Аскерпур, Ибрахим Хатемикийа, Рахшан Бениэтимад, Рза Керими. Иранские кинодеятели будут участвовать в мероприятиях, посвященных ретроспективе национального кино в Америке. Поездка организована при поддержке киноакадемии Oskar и архива телевидения и радио. Одновременно состоится показ восьми иранских документальных и художественных фильмов, о которых их создатели сами расскажут американским зрителям. Кстати, в прошлом году по приглашению тегеранского «Дома кино» иранскую столицу посетила делегация американской киноакадемии из восьми человек. Они не только встретились с иранскими коллегами, но и побывали в ряде городов страны. Тогда эта поездка была расценена как едва ли не первый признак начинающегося потепления.
Тегеран
Фото [*]