Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
7 октября 2009 11:41

Су-35: прекрасный, но штучный самолет

20 лет Россия не может наладить серийное производство лучшего в мире истребителя

85

7 октября на 4-й Арабо-Африканской авиационной выставке, которая проходит в Триполи, состоялась презентация российских истребителей Су-35 и МиГ-35, которые вызвали особый интерес посетителей.

Авиашоу LAVEX — 2009 — крупнейшая выставка Северной Африки. В участвует более 65 компаний из 25 стран, а ежедневно экспозицию посещает около 30 тысяч человек. LAVEX — 2009 проходит в аэропорту Триполи Mitiga, известном тем, что это был первый в мире аэродром, который использовался для военных целей еще в 1911 году.

Пресс-секретарь главы делегации ФГУП «Рособоронэкспорт» на LAVEX-2009 Алексей Венцловский рассказал корреспонденту «СП»:

 — Интерес к российским боевым авиационным системам, комплексам противовоздушной обороны, техническим средствам обучения, а также другим вооружениям, технике и специальному оборудованию растет, и мы надеемся на заключение новых, в определенной степени, прорывных контрактов. Экспозицию ФГУП «Рособоронэкспорт» уже посетили представители Ливии, Алжира, Египта, ОАЭ и многих других стран. Тематика встреч самая разнообразная, от закупки новейших боевых систем до модернизации ранее поставленных. Российские вооружения служат в регионе многие годы и очень хорошо себя зарекомендовали. К примеру, тактика ведения боевых действий ВВС Ливии основана на использовании российской и советской техники, а многие пилоты и технические специалисты обучались в вузах России и СССР. Сегодня это — прекрасная база для дальнейшего развития доверительных военно-технических отношений, свойственных настоящим партнерам.

Особый интерес наблюдается в отношении многоцелевого сверхманевренного истребителя Су-35, в котором использованы технологии 5-го поколения, обеспечивающие превосходство над его аналогами. Главные особенности Су-35, это новейшая авионика и радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой (большая дальность обнаружения целей плюс сопровождение 30 целей при одновременном обстреле восьми из них). Новый мощный двигатель с отклоняемым вектором тяги обеспечивает самолету сверхманевренность. При этом для завоевания превосходства в воздухе и нанесения ударов по любым воздушным, наземным и морским целям в любых условиях днем и ночью на 12 точках подвески этот самолет может нести серьезную угрозу противнику: до 8 тонн управляемых и неуправляемых средств поражения.

Интересно, что Су-35 уже участвовал в предыдущем Арабо-Африканском авиасалоне LAVEX-2007, но тогда ни одного контракта не было подписано. Дело в том, что на данный момент эти самолеты еще не производятся серийно, хотя первый полет опытного экземпляра состоялся 28 июня 1988 года. Всего было построено 12 самолетов Су-27М опытной серии, которые после доработки обозначены как Су-35. Серийное производство планировалось на 1996−2005 гг., но из-за отсутствия средств было отложено. В мае 2009 года премьер-министр России Владимир Путин заявил, что до 2015 года для ВВС России будет произведено 48 истребителей Су-35. Контракт на поставку в войска 48 самолётов Су-35С Минобороны РФ подписало на авиасалоне МАКС-2009. Ливия также подписала контракт на поставку 12 самолётов. Собиралась покупать 36 этих истребителей Бразилия, но Су-35 выбыл из тендера, вероятно, по причине сомнений в возможностях российской экономики по серийному производству такой сложной техники.

Не меньшее внимание посетители LAVEX-2009 уделяют истребителю МиГ-35. Кстати, эта боевая машина сейчас участвует в тендере ВВС Индии, на начальном этапе которого Дели планирует закупить 126 самолетов.

Учебно-боевой самолет Як-130, который скоро поступит в ВВС России для подготовки пилотов истребителей, включая новейшие Су-35 и МиГ-35, также в центре внимания специалистов по закупкам вооружений. Благодаря отличным летно-техническим характеристикам, надежной электродистанционной системе управления и современной «стеклянной кабине», Як-130 обеспечивает эффективное и безопасное обучение управлению современными и перспективными самолетами, в том числе нероссийского производства. Этот самолет можно эксплуатировать с грунтовых аэродромов. Его ресурс — 10000 летных часов, а конструкция планера рассчитана на эксплуатацию в течение не менее 30 лет. Кроме того, Як-130 может применяться для решения ударных задач в условиях конфликтов ограниченной интенсивности.

Серьезный интерес вызывает российский разведывательно-ударный вертолет Ка-52А «Аллигатор». Помимо широких боевых возможностей как ударного вертолета, его экипаж может осуществлять разведку и целеуказание взаимодействующим авиационным и сухопутным ударным комплексам, включая лазерную «подсветку» целей. На «Аллигаторе» установлены самые современные комплексы обнаружения противника и целеуказания, реализована возможность автоматизированного полета на малых высотах. Кроме того, Ка-52А может использоваться для обучения и поддержания летной натренированности пилотов без привлечения специального учебно-тренировочного вертолета-аналога.

Россия традиционно имеет сильные позиции и в средствах ПВО. Российские системы многократно доказывали свою высокую результативность при обеспечении комплексного прикрытия территории и объектов. Одна из наиболее эффективных систем — новейшая зенитная ракетная система С-400 «Триумф», предназначенная для борьбы со всеми типами существующих и перспективных средств воздушного нападения. Зенитные ракетные комплексы, входящие в состав «Триумфа», поражают аэродинамические цели на расстоянии до 250 км и баллистические до 60 км, а по высоте — до 27 км. Эта система может быть интегрирована в структуру любой системы ПВО. Как и, например, зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», способный поражать цели с минимальной отражающей поверхностью.

В ходе LAVEX-2009 обсуждаются и другие перспективные направления военно-технического сотрудничества. ФГУП «Рособоронэкспорт» ознакомит партнеров с высокоточными авиационными управляемыми ракетами «воздух-воздух», «воздух-поверхность», корректируемыми авиабомбами, а также широким спектром радиолокационных станций и прицельных комплексов, тренажерами для обучения стрелков-зенитчиков, элементами бортового оборудования, системами навигации и управления полетом, связи и жизнеобеспечения. Значительное место во встречах будет уделено вопросам строительства аэродромов, создания сервисных технических центров и организации комплексной системы послепродажного обслуживания техники, лицензионных и сборочных производств.

Из досье «СП»:

В настоящее время на вооружении ВВС Ливии стоит более 200 боевых самолетов, в том числе и российского производства. В их числе Су-24МК, Су-22М и Су-22УМ3К, МиГ-23МЛД, МиГ-23МФ. По информации пресс-службы «Сухого», самолетный парк ливийской армии в значительной степени устарел и нуждается в модернизации и обновлении. В настоящее время истребитель Су-35 проходит испытания. Ливия, планирующая закупить 12 самолетов, один из первых потенциальных зарубежных заказчиков этой машины.

Последние новости
Цитаты
Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня