Захар Прилепин об отдыхе в Турции и внутреннем достоинстве русского человека
Первый русский поход в Крым состоялся около 792 года. Походу предшествовали следующие события. В 8-м веке Северное Причерноморье, Крым и Северный Кавказ были ареной столкновения геополитических интересов двух держав: Византийской Империи и Хазарского Каганата. Противоречия решались то миром, то переходили в конфликтную стадию. На политическое и экономическое противостояние накладывалась война идеологий, представленных в то время в виде религиозных систем.
В начале 8-го века Хазария владела Северным Кавказом и частью Северного Причерноморья. В Хазарии того времени не было единой государственной религии. Государственной политикой была веротерпимость. В Каганате имел сильные позиции иудаизм, пришедший с мигрантами, но были и мусульмане, и христиане, многие хазары продолжали следовать тюркской вере в Небо-Тенгре, у северокавказских народов были свои племенные верования и обычаи, уже подвергающиеся влиянию и смешению с мировыми религиями, но ещё не забытые и не оставленные.
Византии принадлежали старые греческие колонии на Крымском берегу Чёрного моря. Под протекторатом Византии находилась автономная область Готия со столицей в крепости Дорос, расположенной на плато Мангуп. Готия занимала значительные территории южного горного Крыма, имела свой выход к морю. Население Готии составляли готы, аланы, греки, а также какое-то количество евреев, кыпчаков и лиц прочих национальностей. Судя по названию области, преобладающим или самым влиятельным племенем были готы. Готы попали в Крым около 3-го века, то есть, ко времени описываемых событий они жили в Крыму уже около полутысячи лет и стали вполне аборигенным народом. Официальной религией Готии было византийское православное христианство. Православными были готы, аланы, многие кыпчаки и прочие. Торговцам и иностранцам позволялось следовать своим верованиям. Христианство в Крымской Готии распространялось с 4−5 века, а в 6−7 веках утвердилось как главная религия.
Захар Прилепин об отдыхе в Турции и внутреннем достоинстве русского человека
Однако само христианство было раздираемо распрями и ересями, а ещё более — преследованием всего, что объявлялось ересью. Около 726 года византийский император Лев Первый возглавил иконоборческое течение. Почитание икон и мощей святых было запрещено. Иконоборчество было начато, помимо прочего, и потому, что почитание икон мешало конвергенции мировых религий, влиятельных в регионе: христианства, ислама и иудаизма. Так называемые «авраамические» религии, имеющие своей основой единый древнееврейский источник, не только враждовали, но и стремились сблизиться. В особенности Византия, потерпев неудачу в попытках восстановить единство с западной христианской церковью, Римом, стала искать идеологического союза на востоке. Иконы сильно отличали храмы и поклонение православных от иудейского и исламского культов, с их запретом на изображение божественного. Поэтому Лев Первый одновременно провозглашает отказ от икон и проводит политику тесного сотрудничества с Хазарией. Союз с Хазарией был направлен, впрочем, против третьего «авраамического брата» — арабов и ислама.
Крым становится зоной компромисса. Византия позволяет Хазарии усилить своё политическое, экономическое влияние и военное присутствие в Крыму. Взамен Хазария разрешает Византии идеологическую экспансию на территории Хазарского Каганата. В Доросе, столице Готии, учреждается митрополия, включающая в себя девять епархий, осуществляющих проповедь на всех хазарских землях, вплоть до Самарканда. Но сама Готия попадает в двусмысленное положение. Став идеологической столицей византийского христианства в Каганате, Дорос фактически попадает под влияние Хазарии. Хотя формально остаётся в союзе и под протекторатом Константинополя, чеканит византийскую монету и так далее. Вероятно, в крепости Дорос появляются хазарские военные — под предлогом защиты интересов хазарских купцов и кафедры митрополита Доросского (Хазарского). Между тем население Готии не принимает нововведений относительно запрета икон. В 736 году Лев Первый утверждает свою доктрину на соборе, верхушка идеологического аппарата Готии подтверждает новый курс, но конгрегация верующих отклоняет новшества и остаётся верной иконам. Иконоборческое руководство покидает Готию, идёт «на повышение», а верующие избирают своим епископом местного священника, ставшего известным как Иоанн Готский. Получается так, что Готии проще быть под протекторатом веротерпимой Хазарии, чем с идеологически недружественным, иконоборческим Константинополем. Влияние Хазарии в Готии возрастает.
Но в самой Византии не все довольны «обрезанием» православного культа и прохазарской ориентацией двора, которая достигла пика в правление Льва Четвёртого Хазарина, внука Льва Первого и сына хазарской принцессы, на которой был поженен его отец, император Константин. Супруга Льва Хазарина, греческая принцесса Ирина, возглавляет антихазарскую партию. Лев Хазарин отравлен, хазарские советники отставлены от двора, иконоборчество прекращено и само теперь считается ересью.
В ответ Хазария аннексирует крымские территории, включая Готию. Маски сброшены, формальные представители византийской администрации отстранены, Готия объявлена владением кагана. В Дорос введены хазарские войска. Никакого сопротивления Готия не оказала, так как ограниченный контингент каганата уже присутствовал в крепости, влияние Византии за последние десятилетия сильно уменьшилось, а к борьбе за полную независимость Готия была не готова.
Но признание икон привлекло на сторону новой правительницы Константинополя, Ирины, православных верующих Готии, возглавляемых епископом Иоанном. Иоанн договаривается с готскими владетельными фамилиями, собирает повстанцев. В 787 году в Готии происходит антихазарское восстание. Поначалу выступление было удачным, восставшие даже смогли захватить крепость. Но влияние хазар в многонациональном населении города и области было слишком сильным. Нашлись предатели, которые ударили изнутри, открыли ворота хазарским карательным войскам, схватили и сдали зачинщиков восстания, включая епископа. Все повстанцы были казнены.
Тогда Ирина обратилась к дипломатии. К вечному византийскому правилу сталкивать соседей друг с другом. На севере набирал силу новый грозный враг Хазарии — русское княжество со столицей в Новгороде.
Почему официальный Киев забыл про День рождения убитого писателя
Около 2 века готы начали своё движение из Скандинавии на юг. Первыми на северо-востоке Европы готы встретили вендов. Готы победили вендов, подчинили и подвергли некоторой готизации, после чего уже вместе с частью вендов двинулись дальше, на Скифию. Победив скифов, готы создали обширную многоплеменную державу, во главе которой в 4-м веке встал Германарих из готского рода Амалов. Протогосударственное образование Германариха включало территории современной западной России, Украины, Беларуси, от Балтики до Чёрного моря, от Урала до Карпат. Военно-племенной союз Германариха был непрочным. К концу правления готского вождя в его владениях началась гражданская война между разными кланами готов, усугублённая нашествием с востока кочевников-гуннов. Держава Германариха распалась. Готы и гунны двинулись на запад, готская гражданская война охватила всю Европу, на стороне одного клана готов сражался Рим, другой клан готов был стать вассалом-союзником гуннов. Потом остроготы взяли себе Италию, а визиготы основали Тулузское королевство, переместившееся со временем в Испанию.
Но часть остроготов не пошла на запад, а осталась в Крыму. Их стали называть готами-тетракситами. Они дали имя Крымской Готии.
Около 6-го века земли и племена исчезнувшей державы Германариха попали под власть Тюркского каганата. После развала Тюркского каганата хозяином здесь стал Хазарский каганат. Обширные территории были непосредственно включены в Хазарию, многие другие платили хазарам дань. Славянские племена вокруг Киева были данниками хазарского кагана. Только на северо-востоке Европы сохранился осколок державы Германариха, не попавший под власть тюрков и хазар, а ставший независимым и известный под именем Руси. Население Руси состояло из венедов, готов, скандинавов, балтских и финских племён. Формой правления была наиболее эффективная в те времена выборная монархия. Народ, руководимый влиятельными фамилиями, выбирал военного вождя — князя. Князь наделялся внешнеполитическими и военными полномочиями, отчасти судебными. Внутреннее и гражданское управление оставалось отдельным от княжеской власти. Националистическими пристрастиями не страдали, выбирали умелого и удачливого военного предводителя, имевшего хорошую дружину, не важно, из какого племени — венда, балта или скандинава.
Интересы Руси с самого начала вступили в непримиримое противоречие с интересами Хазарии. Во-первых, Хазария заняла и обложила данью территории и племена, которые Русь считала своими. Ведь все эти земли и века спустя после разгрома Германариха были известны как Редготаланд/Рутготаланд, то есть, Красная или Русская Готия. Во-вторых, Хазария контролировала торговые пути между севером и югом, между востоком и западом, а Русь имела свои планы на внешнюю торговлю. Столкновение было неизбежно.
Византийская правительница Ирина понимала это и пригласила русских в Крым, чтобы русские напали на хазар. Наверняка Византия оказала какую-то помощь русским в организации похода. Может быть, финансовую или транспортную. Может быть, разрешила пройти флоту русских по рекам через территории, находившиеся под властью Византии или дружественных ей племён: напрямую через Днепр русским было бы трудно прорваться, Днепром владели хазары. Скорее всего, русские пришли по Дунаю. Результатом стало то, что описывается в житии святого Стефана:
«Пришла великая рать русская из Новгорода, заняла Крым от Корсуня до Корчи, пришла к Сурожу и через 10 дней тяжёлых боёв взяла и Сурож. Во главе рати стоял новгородский князь Бравлин. В Суроже он чудесным образом исцелился у гробницы святого Стефана и принял крещение».
Имя Бравлин звучит вполне по-русски. Но нет особых сомнений в том, что войско Бравлина было сборным, состояло из вендов, варягов, балтов и прочих искателей приключений. И, кроме того, оно было поддержано антихазарскими выступлениями в самом Крыму. Почему Бравлин взял и разграбил греческую Корсунь? Вероятно, потому, что Корсунь выступила на стороне хазар. Корсунские элиты и до того времени, и позже часто оказывались под влиянием Хазарии. В 710 году, наказав корсунцев за сепаратизм, византийский император обнаружил в городе хазарского тудуна-наместника.
Русский князь Бравлин разгромил хазар и Крымская Готия снова стала протекторатом Византии, в Дорос был назначен византийский губернатор — топарх. Что стало с самим князем и его войском — неизвестно. Возможно, русские с богатой добычей погрузились на свои корабли и вернулись домой. А может, они были перехвачены хазарами или союзниками хазар и погибли. Князь Бравлин, на короткое время появляясь на свету истории, снова уходит в тень, больше о нём ничего не известно.
792 год — ещё 70 лет остаётся до приглашения Рюрика, а у русских уже есть князь, известно его имя, он собирает войско и по союзному договору с Византией громит хазар, спасая от власти кагана Крымскую Готию. Улыбка истории в том, что венды, которых ранее готы покорили, теперь приходят освобождать готов.
Многочисленные подпольные организации Турции начинают всеобщее восстание на всей территории страны
Официально датой основания Новгорода Великого, что на северо-западе России, считается 859 год. Поэтому многие учёные считают, что Новгородом князя Бравлина был какой-то другой город руссов, в Причерноморье. Однако нам не известно о Новгороде в Причерноморье, где было бы сильное русское княжество, собирающее большое войско. Скорее, можно признать, что Новгород Великий уже был в 8-м веке, и был столицей Руси и ранее, за 70 лет до прихода Рюрика. И Рюрик был не первым выборным князем Новгорода-Руси. В конце 8-го века князем был Бравлин.
Основной задачей новгородских князей того времени был натиск на юг, на Хазарию, для обеспечения политических и торговых интересов Новгорода. Этим занялся и Олег Рюрикович, вытесняя хазар и делая славянские племена своими данниками. Заняв Киев, рюриковичи узурпировали право на княжеский престол Руси для своей династии. Но для этого они вынуждены были перенести столицу в недавно отобранный у хазар Киев. Потому что Новгород сохранял право выбирать себе князя по своей воле. Так хазарский Киев стал «матерью городов русских». Отцом же русских городов был, конечно, Новгород. Впоследствии летописцы не то чтобы вычищали Новгород из русской истории, но иначе расставляли акценты, чтобы превознести правящую династию, и свои — Киевский, Владимирский или Московский — престолы. Но тщательное изучение истории показывает, что первым, самым важным и влиятельным центром Руси был Новгород, Новгород существовал много веков и имел обширные владения, включая далёкие колонии, промыслы и данников, и успешно защищал свои интересы, и участвовал в международной политике — как в этом примере, в сюжете о первом походе русского войска в Крым.
Тогда, в 792-м году, военным походом участие русских в судьбе Готии ограничилось. Русские ушли, а Хазария была потеснена, но не уничтожена. В 805-м году хазары снова нападают на готов, побеждают их и занимают Дорос. В Хазарии каган Обадия принимает иудаизм. Политике веротерпимости приходит конец. Христианские епархии упразднены. Византия то дружит с Хазарией, помогая ей строить Серкел в 835-м году, то воюет. Готия переходит из рук в руки. Область слабеет и запустевает. В 932-м году хазары устраивают гонения на христиан, убивая обитателей Готии, уничтожая города и деревни. Византийцы организуют сопротивление и дают хазарам отпор у нынешнего Эски-Кермен. Затем византийцы собирают представителей местного населения — готов и прочих, с тем, чтобы решить — как быть дальше, как защититься от хазар, которые вот-вот снова придут с ещё большей военной силой. Византийцы предлагают готам снова войти в состав Византии.
Но готы решили иначе. Готы решили принять покровительство Руси. Они отправили к русскому князю делегацию, и их предложение было принято. Русский князь (Вещий Олег или его сын Игорь) заключил с Готией военный союз, обещал свою помощь и принял Готию под свой скипетр. Так впервые Крым вошёл в состав России. В 932-м году.
Правда, всего на 15 лет. В 940-м году хазарский полководец Макар-Песах разбил русских. Русские были принуждены напасть на Византию. Но в 941-м году и от Византии потерпели сокрушительное поражение. По новому договору с Византией, заключённому в 945-м году, русское княжество отказалось от земель в Крыму, от Готии. Готия снова вернулась к Византии. Но русские стали союзниками Византии и по договору, в качестве союзников-федератов, разместили свои отряды в крепостях Крыма, в том числе и в Доросе. После 945-го года в Доросе, столице Крымской Готии, появился русский гарнизон.
В 964-м году русский князь Святослав Игоревич уничтожил Хазарию. В 989-м году князь Руси Владимир Святославович, выполняя условия союзного договора с императором Византии Василием Вторым, штурмовал выразившую непокорность императору сепаратистскую Корсунь. Возможно, к тому времени Владимир был уже и крещён, и женат на Анне, а легенда о его исцелении и крещении в Корсуни — эхо крещения первого русского князя-христианина Бравлина.
Эдуард Лимонов о недостаточной принципиальности наших дипломатов по вопросу Донбасса
Недавно, после посещения Севастополя, я написал в своём журнале: присоединив Крым, Россия присоединила не территорию, а историю, не пространство, а время. Внимательный читатель поправил меня, прокомментировав: «не присоединив, а вернув». Я, в свою очередь, прокомментировал комментарий: «присоединив. В 18-м веке». Но потом я задумался. Ведь всё было не так просто.
Из настоящей заметки видно, что первый русский поход в Крым состоялся в конце 8-го века, а первое присоединение крымской земли к России — в 10-м веке. А впереди была ещё долгая, долгая дорога домой…