Мощные исторические события, как правило, ускоряют ход времени, обостряют противоречия. Люди, определяют себя относительно войн, революций, принимая ту или иную сторону. Конфликт на Украине — не исключение. Однако степень искренности тех, кто находится по одну сторону от линии фронта порой очень и очень разная. Для кого-то происходящее — личная боль, трагедия, для других — повод заработать или выслужиться перед начальством. Профессиональные «патриоты» не устают бдить, указывая полуказенным перстом на ближнего своего. Благо, законодательство об экстремизме дает широкий простор для подобных проявлений патриотизма.
Буквально накануне Нового года стало известно об обращении малоизвестного Русского академического фонда (РАФ) в Генпрокуратуру РФ с жалобой на писателя, обладателя «Русского букера» Михаила Елизарова. Об этом сообщил телеканал «Дождь». «Русских академиков» заинтересовала еще одна творческая ипостась писателя — в последние 5−6 лет Елизаров известен не только как автор текстов, но и как бард, исполнитель собственных песен. На одну из них, сатирическую композицию под провокационным названием «Эсэсовская лирическая» и обратили внимание в РАФ. Кажется, им приглянулось название песни.
По мнению жалобщиков, песня Елизарова «реабилитирует нацизм», а ее автор должен нести уголовную ответственность. «Представители Русского академического фонда… усматривают в провокационном тексте данной музыкальной композиции кощунственное отношение к людям, замученным войсками СС в лагерях смерти», — цитирует «Дождь» канцеляризмы представителей РАФ. При этом наружу выплывает мотивация авторов обращения. Они удивляются, что «подобные люди» могут участвовать в составлении «рейтингов русофобов». Речь идет о рейтинге «Топ-100 русофобов», опубликованного телеканалом «Царьград», где Елизарова записали в «эксперты». Такое впечатление, что в РАФ увидели в нем конкурента на сладкой патриотической ниве и привычно занялись его устранением. О том, что бывают совсем другие люди, с иными мотивами, там, похоже, не догадываются.
В первые дни наступившего года «СП» побеседовала с Михаилом Елизаровым об этой истории, а также о судьбе русских на Украине.
«СП»: — Какими вы видите этих людей, тех, кто обратился в прокуратуру?
— Меня смутило, что первый звонок, который я получил на эту тему, был от телеканала «Дождь». Я удивился, что такой «либералолюбивый» ресурс как «Дождь» заинтересовался инициативой такого бюрократического государственного фонда. Я поинтересовался, кто эти «добрые люди», почему они обратили на меня внимание? Оказалось, что информации о нем почти нет. Это странно для фонда такого масштабного явления как русская культура. Я увидел, что фонд занимается не пойми чем. Есть про конкурс Рахманинова, а остальное какие-то непонятные жалобы. Например, на учебник уголовного права для подростков, где директора этого фонда возмутило описание сцены сексуального характера. При том, что речь шла о юридической трактовке и об уголовной ответственности за подобные действия.
Хочется спросить у работников этого фонда: а где русские школы в Прибалтике, на Украине, которые вы поддержали? Где ваша поддержка русских людей в Донбассе? Например, Анна Нетребко пожертвовала миллион без всякого фонда для Донецкого театра оперы и балета. Доктор Лиза, царствие ей небесное, тоже помогала. А чем занимается этот фонд?
Я помню, как умирал великий Мамлеев. В более чем скромной палате. Я приходил, приносил ему лекарства, но это мало кого волновало. Хотя в прессе было, что он болен. И сейчас есть пожилые литераторы. Вот бы им помочь. Как раз там должны быть эти фонды.
«СП»: — Что бы вы сказали жалобщикам в Генпрокуратуру по поводу самой вашей песни, из-за которой и разгорелся весь сыр-бор.
— Сам подход этих людей удивляет. Эта песня написана еще в 2010 году. Клеймить в песне явление в лоб — абсурдно. Существует вековая традиция политической сатиры, которая предусматривает, например, гиперболу, иронию
«СП»: — В РАФ упомянули «список русофобов», в составлении которого вы вроде бы принимали участие…
— Вообще-то список составлял телеканал «Царьград». То, что меня подписали под это… Мне позвонили и спросили, кого бы я мог назвать русофобом. Я им объяснил, что это глупая затея, но они все равно просили назвать хоть кого-нибудь. Я назвал Петра Порошенко. «Царьград» записал меня в эксперты, поступил некорректно. Им это минус в репутацию. Захар (Прилепин — авт.) уже написал об этом.
«СП»: — Но причем здесь вообще Русский академический фонд?
— Именно. Русский фонд должен быть там, где русских убивают, там, где им плохо. Поддерживайте русских людей в Донбассе. Вкладывайтесь, помогайте. В Прибалтике, за рубежом. Ничего же этого нет. Работать надо, а не письма в Генпрокуратуру строчить.
«СП»: — Интересно, что в конце 2014 года вы довольно пророчески заявляли, что теперь на Украине будут актуальны советские песни. Называли «Вставай страна огромная», «Синий платочек» и другие. Теперь мы наблюдаем в Запорожье, Харькове, Одессе
— Да, было…
«СП»: — А вы себя определяете как человека «красного»?
— Я — человек, который придерживается такого коммунистического или даже большевистского дискурса. Мне очень близки эти идеи, хотя я и не состою ни в одной из партий.
«СП»: — Вы родились в Ивано-Франковске, а выросли в Харькове. Когда вы были на Украине в последний раз?
— Не появляюсь там с 2014 года. К сожалению. До этого я был там постоянно.
«СП»: — Вы слышали о намерении вашего земляка Эдуарда Лимонова создать «Центр содействия русской культуре в Харькове»?
— Я не только в курсе, но и общался с Лимоновым об этом. Я разделяю мысль о том, что Харьков бросили. Пока еще не осознали этого полностью.
«СП»: — Что сейчас для вас Родина? Ивано-Франковск, Харьков или может быть Москва?
— Для меня Родина — это Советский Союз. Я не теряю надежды, что однажды люди найдут какой-нибудь способ, как обойти эти «игры капитала», разъединившего страну и смогут опять собраться вместе. Я бы хотел видеть новое большое экономическое единство, устроенное на принципах социальной справедливости, какой-то светлой футурологии. Ее все равно будут называть советской, в лучшем, метафизическом, смысле.