
Гибель высокопоставленных браконьеров, разбившихся 9 января в Республике Алтай во время охоты с вертолета на горного барана — аргали, не получит правовую оценку. Во всяком случае, Следственный Комитет прокуратуры РФ закрыл возбужденное по факту потрясшей страну трагедии уголовное дело.
Произошло это еще 11 августа. Однако, никаких специальных сообщений, обычно не скупящееся на комментирование резонансных дел ведомство своевременно не сделало. О принятом решении стало известно лишь потому, что в сентябре депутаты Эл Курултая (законодательного собрания) Республики Алтай обратились с соответствующим запросом в СКП. И вот получили ответ, вызвавший глубокое возмущение в республике.
Список участников VIP-охоты на горного барана, занесенного в Красную книгу
На борту разбившегося вертолета Ми-171 находились:
1. Александр Косопкин, полпред президента РФ в нижней палате парламента (погиб)
2. Сергей Ливишин, бывший заместитель начальника департамента управления президента РФ по внутренней политике (погиб)
3. Виктор Каймин, председатель республиканского комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира (погиб)
4. Владимир Подопригора, командир вертолета Ми-8 Алтайской авиабазы ФГУ «Авиалесоохрана» (погиб)
5. Анатолий Банных, заместитель председателя правительства республики, полномочный представитель региона в Москве (выжил)
6. Максим Колбин, второй пилот (выжил)
7. Николай Капранов, член объединенного экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству (выжил)
8. Борис Белинский, предприниматель (выжил)
9. Василий Вялков, руководитель ансамбля «Ярманка» из Турочака, (погиб)
10. Алексей Баяндин, член экипажа, (погиб)
11. Александр Вертей, член экипажа, (погиб)
Охота с вертолета МИ-171 в горах Алтая шла на горного барана аргали. В Средней Азии его еще называют Марко Поло или архар. В животных, занесенных в Красную книгу, иногда можно стрелять, когда наступает определенный сезон и это специально разрешено. Однако, архар — дело другое. Животное занесено у нас в стране в Красную книгу, как вымирающий вид, и охота на него запрещена в любое время года.
В том, что высокопоставленные чиновники, в том числе личный представитель президента страны в Госдуме Александр Косопкин, именно браконьерствовали свидетельствуют многочисленные снимки с места трагедии, произошедшей в районе населенного пункта Коч-Агаш. На них хорошо видно убитых архаров.
Этот факт подтверждает и расшифровка черных ящиков разбившегося вертолета. Еще до объявления официальных итогов расследования Международного авиационного комитета (МАК), источник «Свободной Прессы» сообщил:
«Последние слова людей, находившихся на борту вертолета МИ-171, записанные прибором, были: „Ниже!.. Еще ниже!..“ Видимо эту команду давал пилоту кто-то из посторонних, находящийся в кабине. Вообще из последних переговоров можно понять, что козла, на которого шла охота, не удалось завалить сразу, и подранок пытался уйти по склону ущелья. Стрелки требовали от пилота занять удобную позицию, чтобы добить животное. В результате, хвостовой винт чиркнул по земле, и все было кончено… Похоже, стрелки столпились у открытой двери вертолета, и когда он опрокинулся, людей выбросило под крутящийся основной винт. Спаслись те, кто в это время находился в хвосте».
Позже эта информация была подтверждена в итоговом пресс-релизе МАК.
Опасения, что из-за слишком высокого должностного положения ряда охотников власти постараются «заиграть» дело, возникли еще зимой. Неудивительно, что по самому Алтаю прокатилась волна акций протеста, на которых люди требовали вообще запретить VIP-охоту на территории республики. Инициативные группы писали заявления в правительство, Генеральную прокуратуру и прочие инстанции.
В итоге, уголовное дело возбудили, по сути, только в мае, объединив в одно историю катастрофы вертолета и чиновничьего браконьерства. Впрочем, толку оказалось немного. В ответе главы СКП Александра Бастрыкина спикеру Эл Курултая Ивану Белекову сообщается, что «за смертью лиц, подлежащих ответственности» дело закрыто. Даже четверо выживших в катастрофе, по версии следствия, вовсе не браконьерствовали. Правда, что они тогда делали на борту вертолета?! На этот вопрос у СКП ответа не нашлось, да и искать не хотели.
Во всяком случае, отделавшийся травмами в катастрофе МИ-171 заместитель главы правительства Республики Алтай Анатолий Банных еще в марте признался, что участвовал именно в охоте. Хоть и оговорился, что ружья при себе не имел. Банных, подавший после в отставку, публично сообщил, что к охоте готовились целых полгода и у начальника республиканского Росприроднадзора Виктора Каймина, погибшего в катастрофе, имелись все необходимые разрешительные документы.
Браконьерство + Взятка должностному лицу
В России охота на краснокнижных животных — серьезное уголовное преступление, а применение воздушного судна — отягчающее обстоятельство. Карается наказанием: от штрафа «до 200 тысяч рублей» до ареста на срок до шести месяцев. Эти же деяния, совершенные с использованием своего служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору предусматривают уже штраф до 300 тысяч рублей и лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности.
Но есть в этой истории и совсем интересный аспект: веские основания подозревать дачу взятки должностному лицу. А как еще назвать организацию и проплату дорогостоящего мероприятия, организованного для московского чиновника?
Дача взятки должностному лицу наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, либо исправительными работами до двух лет, либо арестом от трех до шести месяцев, либо лишением свободы до трех лет.
Впрочем, ничего подобного в выводах СКП не содержится. Все неудобные вопросы списаны на погибших, а выжившие — выведены из-под ответственности. Такое лицемерие вызвало крайнее недовольство, как у алтайских депутатов, так и у местной общественности. Говорят, что в ближайшие дни готовятся акции протеста, которые, как и зимой, наверняка, соберут тысячи людей.
По сути, единственным виновным во всей этой истории оказался летчик Владимир Подопригора. Он числился на борту пассажиром, но оказался за штурвалом машины, пока командир экипажа развлекал веселую компанию. Опыт Подопригоры был настолько велик, что именно ему доверили самую сложную часть полета: зависать в нескольких метрах над землей, пока тусовка палит по краснокнижным животным. Но даже летные навыки не помогли совладать с «Ниже! Еще ниже!..» хозяев праздника. Как результат, СКП назвать виновных не решилось, а эксперты МАК, у которых просто не было права на «отмазку», указали именно на Подопригору.