
Находящийся в Сингапуре президент РФ Дмитрий Медведев побывал на российском ракетном крейсере «Варяг», который тоже прибыл сюда с официальным визитом. Морякам верховный главнокомандующий пообещал всемерно развивать флот и Вооруженные силы в целом. «Россия может считаться полноценной морской державой, только если у нее есть настоящий Военно-морской флот — не какой-то виртуальный или учебный, но способный решать самые разные задачи — учебные или боевые, в разных частях планеты. У нас появились для этого финансовые возможности, а также воля и желание наращивать наш Военно-морской флот для решения ряда задач», — заявил Медведев. Он также уверил, что до 2020 года «по основным позициям Вооруженные силы должны быть переоснащены на 30−50%, а по некоторым позициям — я их уточнять не буду — на 80−90%». Президент подчеркнул, что финансовый кризис не повлияет на перевооружение российской армии и флота.
Прокомментировать заявления Дмитрия Медведева мы попросили эксперта информационно-аналитического центра «Оружие XXI века» капитана второго ранга Александра Сурпина.
«СП»: — Насколько реалистичны такие планы?
— Нашему президенту, наверное, не доложили, что корабль, с борта которого он так смело заглядывал в прекрасное будущее флота, спущен на воду в 1983 году, ему 26 лет. И это флагман Тихоокеанского флота! Всего же на этом флоте служат пять ракетных подводных лодок стратегического назначения (самой «новой» из них 27 лет), 20 многоцелевых подводных лодок (самой «молодой» из них 20 лет), 10 боевых надводных кораблей океанской и морской зоны и 32 корабля ближнеморской зоны (средний возраст 25 лет). Практически все это нуждается в замене. Даже в советское время за десять лет заменить 70 кораблей было бы сложно. Но за годы демократических реформ возможности судостроительного комплекса страны были значительно снижены. До 1990 года мы ежегодно вводили в состав ВМФ до 5−6 атомных подводных лодок, до 5 крупных надводных кораблей, а в целом, с малыми кораблями и боевыми катерами, до 30 единиц. Сегодня ввод в строй нового корабля — явление единичное. Даже если будем вводить, как сейчас, по 1−2 корабля, понадобится 50−70 лет для замены плавсредств только Тихоокеанского флота. А есть еще и Северный, Черноморский, Балтийский флоты. Вот такой реализм.
«СП»: — Президент России мечтает об океанском присутствии наших кораблей, а имеется ли у флота достаточная океанская составляющая?
— Подводные лодки-стратеги, хотя и старушки, пока худо-бедно свои задачи в океане выполняют. А новый многофункциональный океанский надводный корабль уже сегодня позарез необходим России. Первенца из этой серии главнокомандующий ВМФ РФ Владимир Высоцкий обещает заложить лишь в 2012 году. Ныне действующий эсминец 956 проекта имеет идеологию 70-х годов. Первый корабль этой серии был построен в 1985 году. К тому же даже этих стареньких эсминцев недостаточно. Всего было заложено 18 единиц, но половину из них реформы превратили в груду металла. Потому что у флота нет средств поддерживать их в более или менее нормальном состоянии. На этом фоне маниловские планы создания нового эсминца смехотворны. Например, недавно американцы ввели в строй новый эсминец типа «Арли Бёрк». Стоимость головного корабля потянула на $1,1 млрд., цена обслуживания — на $20 млн. в год. Даже если сэкономить на зарплате рабочих, то и в этом случае вряд ли у нашего государства найдутся такие средства. Ведь денег, по признанию самого главкома ВМФ, нет даже на выполнение менее грандиозного плана по переводу главного командования Военно-Морского флота РФ из Москвы в Санкт-Петербург.
«СП»: — Но Медведев говорит, что появились новые финансовые возможности. Может быть, деньги помогут?
— Они помогли бы, если бы не два «но». Во-первых, если бы, мягко говоря, не распылялись, не растаскивались. Во-вторых, наша промышленность настолько разрушена, что даже, получив деньги, она не в состоянии наладить массовое производство оружия и боевой техники. Нет мощностей, современных технологий и даже просто рабочих кадров. Все порастеряли. Так что красивые заявления о современном флоте — воздушные пузыри. Единичные поставки новой боевой техники, которые пиарят проправительственные СМИ, погоды не делают. Крупные военачальники, а также руководители государства легко говорят о воссоздании флота в далеком будущем, а о сегодняшнем дне рассказывают скороговоркой, главным образом, ссылаясь на кризис. Но кто сказал, что кризиса не будет через десять лет?
«СП»: — Какими силами ВМФ СССР обеспечивал присутствие в Мировом океане, и какими располагает Россия?
— В 1990 году в ВМФ СССР было около 1000 кораблей и судов. Подавляющее большинство — возрастом до 20 лет. В результате «реформ» ВМФ России количественно уменьшился до 300 единиц. При этом 56% его нынешнего состава — это корабли прибрежной зоны и боевые катера, и только 19% - корабли океанской зоны. К тому же, как мы уже говорили, большинство из них имеют возраст более 20 лет.
«СП»: — А зачем нынешней России присутствие в океане, может быть, стоит умерить амбиции?
— После 1991 года наши корабли были напрочь заперты в гаванях. Отсутствие кораблей ВМФ под Андреевским флагом в традиционно напряженных районах Мирового океана: Средиземное море, Персидский залив и другие — в конце ХХ века привело к совершенно беспардонному поведению ВМС США и их военному господству в этих регионах. Поэтому во время операций «Буря в пустыне» и «Лиса в пустыне» они спокойно наносили ракетные удары по Ираку из восточного Средиземноморья. В том, что балканская трагедия стала возможной, немалую роль сыграло превосходство военно-морских сил США в целом и в Средиземноморье в частности. Группировка американских ВМС в этом регионе насчитывала весной 1999 года свыше 30 боевых кораблей и подводных лодок, из которых до 25% являлись носителями крылатых ракет «Томагавк». Корабельную группировку с моря прикрывала эскадрилья истребителей с авианосца «Фош». Россия сумела направить в Средиземное море только одно разведывательное судно. Не было ни боеготовых кораблей, ни горючего.
«СП»: — А сегодня?
— Мы снова вышли в океан, правда, меньшими силами и на достаточно потрепанных кораблях. Но даже старенький «Варяг» имеет в последние годы хороший послужной список: в 2005 году крейсер в составе отряда боевых кораблей ТОФ посетил с деловым визитом Малайзию, Индонезию, султанат Бруней и КНР. В апреле 2009 года посетил с официальным визитом китайский порт Циндао. Сейчас вот находится в Сингапуре. Но это пока только присутствие, а нужно наращивать реальные силы. К сожалению, всплеск учебно-боевой активности флота, наблюдавшийся в середине первого десятилетия нынешнего века, сменился некоторым спадом. В 2003 году корабли ВМФ России совершили 44 похода, в 2004 году — 38, в 2005 году 53, в 2006 году — 32, в 2007 году, а в 2008 — лишь 28. Нынешний визит «Варяга» в Сингапур — 17-й по общему счету ВМФ за год. Видимо, опять все упирается в деньги и в неспособности государственной власти найти их даже для тех дел, которые она сама публично называет для себя важнейшими.
Из досье «СП»:
Ракетный крейсер «Варяг» заложен в 1979 году, спущен на воду в 1983 году. Изначально носил название «Червона Украина». После распада СССР крейсер достался России; в 1996 году был переименован в «Варяг». С 2002 года является флагманом Тихоокеанского флота взамен тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев».
Общие данные
Водоизмещение — 11280 т
Длина — 186,5 м
Ширина — 20,8 м
Высота по миделю — 42,5 м
Осадка наибольшая — 7,6 м
Мощность ГЭУ — газотурбины, 4×22500 л.с.
Ходовые характеристики
Скорость хода — 32 узла
Дальность плавания — 7500 миль
Автономность — 30 суток
Экипаж — 476 (510) человек
Вооружение
Противокорабельное — 16 пусковых установок комплекса «Вулкан» (боекомплект 16 ПКР П-1000)
Противолодочное — два торпедных аппарата, реактивные бомбовые установки РБУ-6000,
Противолодочный вертолет Ка-25/Ка-27
Противовоздушное — одна 130-мм установка АК-130, две — АК-630, две установки ЗРК «Оса-МА», восемь ЗРК С-300Ф «Риф»
Фото [*]