Кто стоит за покушением на «серого кардинала» Молдавии Влада Плахотнюка
Как живут наши граждане, зарабатывающие хлеб насущный за рулем большегруза? Как вообще возятся грузы по нашим бескрайним дорогам? Информационное поле сегодняшнего дня заполнено сообщениями о протесте дальнобойщиков. Со своими проблемами обращаются они и ко мне в Госдуму. И я вполне естественно не могу остаться в стороне.
Хотелось бы разобраться в ситуации.
К сожалению, в наших СМИ столкнулись две полярные позиции. В одних изданиях постоянно публикуются точно бы сводки с фронта о том, как бастуют водители, как прокалывают колеса и бьют стекла тем, кто не присоединился к протесту. Часто за яркостью изложения мало содержания. И один нагнетающий обстановку посыл: люди готовы идти до конца, а в магазинах скоро не будет продуктов.
В других СМИ делают вид, что вообще ничего не происходит. Нет никаких протестов — тишь да гладь. За этим молчанием (вернее, замалчиванием) отчетливо слышно: водители «перебесятся» и всё вернется в прежнее русло. Это нечестно и подло.
Кто стоит за покушением на «серого кардинала» Молдавии Влада Плахотнюка
Чтобы хоть как-то приблизиться к пониманию реального положения вещей, я попросил представителей отрасли грузоперевозок собраться на «круглый стол», площадку предоставила редакция «Московского комсомольца». Пригласили разные стороны и людей разного социального положения. Были и простые дальнобойщики, чьи крепкие руки десятки лет держат руль, и владельцы крупных транспортных компаний, и представители профсоюзов. Были прямые включения из регионов, прямо со стоянок бастующих. К большому сожалению, из лагеря протестантов общаться согласились не все. А жаль, хотелось бы яснее и четче услышать их правду.
Но и того, что было сказано, хватит с лихвой на целый роман.
Всё общественное внимание сосредоточено на системе взимания денег за пройденные километры с фур весом более 12 тонн, так называемом «Платоне».
Думаю: «Платон» просто стал последней каплей.
В отрасли очень много проблем и решать их надо было уже вчера.
Первая проблема — несоблюдение условий труда и отдыха водителей. Нередко дальнобойщикам приходится по 14 часов подряд следить за дорогой, ведь время — деньги, и нужно кормить семью. Надо быстрее везти груз.
Все последние четверть века рынок грузоперевозок формировался хаотически. Не было правил конкуренции, не было налажено нормальное взаимодействие с властью. В результате компании стали демпинговать, за счет низких цен переманивать друг у друга клиентов. При этом мухлевать с налогами, решать все проблемы с разрешительными документами при помощи конвертов с кэшем. И сегодня в машину стараются нагрузить побольше, а ехать побыстрее. При этом сам водитель иногда и вовсе остается без заработка.
Другое следствие «дикого рынка» — ветхость автопарка. Как говорят специалисты, до 80 процентов всех большегрузных машин сильно изношены. А это — непосредственная причина высокой аварийности. А кредит дорогой, новую машину не купить. Да и условия лизинга пора менять.
Есть еще проблема так называемых «серых» перевозок. Особенно они развиты в Дагестане. Налогов не платят, документы должным образом не оформляют, мзду за заполнение машины берут сомнительные «диспетчеры». В итоге люди работают на износ.
«Серые» перевозки — это и причина отсутствия нормальной аналитики. Какие дороги наиболее заполнены? Как наиболее эффективно использовать транспорт? Без четких данных ответа на эти вопросы нет.
Но все ли готовы менять положение вещей? Выгодополучателей «серых» перевозок оно вполне устраивает. Да и у водителей есть опасения, удастся ли наладить работу по-другому. Полулегальные диспетчеры, перегруз, превышение скоростей — это плохо. Но будет ли лучше? Люди сомневаются. В итоге дальнобойщики выходят протестовать, в надежде оставить хотя бы привычные условия труда. Потому что хоть как-то приработались, привыкли.
Почему молоко нельзя считать диетическим продуктом
Несомненно, необходимо прийти к правилам, принятым в европейских странах. Но те, кто пользуется услугами перевозчиков, должны наконец понять, что пытаться и дальше экономить на логистике невозможно. Сейчас грузоперевозки на грани рентабельности, и продолжение сложившейся практики может привести к тому, что товары возить будет просто некому.
Нельзя оправдывать тех, кто создал невыносимые условия в отрасли. Нужен полноценный разговор, взаимоуважительный диалог ради улучшения жизни людей труда. А вот радикальные акции вроде битья стекол лишь подставят тех, кто сорвался.
Сейчас проблему обсудили в редакции крупнейшей столичной газеты, начнем обсуждать эти беды в «Свободной прессе». Давайте вместе разберемся, как изменить ситуацию к лучшему? С цифрами и фактами на руках.