Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
18 ноября 2009 11:56

Эпоха Анти-женственности

Когда нынешние мамы начинают воспитывать своих дочерей, привести правдивые примеры из собственной юности — целая проблема

759

В 80-е годы прошлого столетия авторы статей часто поднимали тему «Женственность современных женщин», вернее так — её отсутствие. Статьи строились примерно по такой схеме — сначала письмо какой-нибудь Тани Ивановой из Вологодской области, затем — тревожные «сигналы», подмеченные самим автором, а уже следом — неутешительные выводы из серии «А как же хрупкие, но стойкие декабристки? Как умели они совмещать подлинную женственность с непреклонной решимостью?» Письма Тань Ивановых были примерно такого содержания: «Почему современные парни не ценят в девушке искренность, естественную красоту и знание стихов Блока, тогда как вовсю котируются грубость, джинсы и сигарета в зубах?!»

Иной раз авторы статей пытались защитить модных — грубоватых девушек — мол, это всё затем, чтобы привлечь к себе внимание, а так они милые и тихие, не меньше, чем Таня Иванова из Вологодской области с её Блоком и естественной красотой. А вообще — бороться за женственность в 80-е годы было бесполезно и не только в СССР, но и вообще во всём мире, ибо действительно котировался анти-женственный стиль поведения и стиль одежды.

Так, в начале этого десятилетия в западном мире возобладал так называемый yuppie-style: стремление к успешности, к карьерным высотам, к стиранию граней между мужскими и дамскими привычками в работе, в быту, в сфере личных отношений. Так, идеалом яппи сделалась спортивная, сексуально-раскрепощённая трудоголичка, которой гораздо интереснее руководить отделом, нежели пеленать младенца. Американские и европейские женщины-яппи по сути принимали мужскую модель поведения — завоёвывать, подчинять, выбирать, и в конечном итоге — укладывать в свою постель понравившегося…

Другую «грань» этого явления рекламировали девчонки — оторвы, типа молоденькой Мадонны: никакой офисной карьеры, зато — драные джинсы, агрессия, кожаная куртка, как будто взятая напрокат у знакомого пацана.

Был ещё и третий вариант — затрапезно одетая, нечёсанная и толстая женщина-феминистка — умная, политически грамотная, с интеллектом от Баха до Фейербаха. «Не влезай — убьёт!» Впрочем, никто и не влезал. Условно говоря, женщина встала рядом с мужчиной, вернее принялась играть в мужчину.

Мировая мода откликнулась на это «движение» женщин — в середине 80-х появились квадратные пальто, мешковатые клетчатые штаны, длинные свитера и полусапожки на плоской подошве. Во второй половине десятилетия модельеры предложили претенциозные, приталено-сексуальные вещи с расширенной линией плеча, туфли на агрессивной шпильке и ажурные колготы.

Женщина в этом наряде демонстрировала себя, как привлекательную, зазывающую особу. На одну ночь. А не на всю жизнь. Косметика год от года становилась ярче, вульгарнее и конкретнее. Типичной иллюстрацией к этому явлению можно назвать клип певицы CC Catch — 'Strangers by night'. Девушка, работающая в преуспевающем офисе, вечером надевает кожаную куртку с шипами и такие же порты, а потом идёт сидеть у стойки бара с кавалерами. Красива, одинока, готова к приключениям.

Идеальный силуэт женской фигуры десятитлетия близок к мужскому — высокий рост, очень широкие плечи, узкие бёдра, длинные мускулистые, но худые ноги. Асексуальность мужественных форм стало принято уравновешивать силиконовыми «достоинствами». Типичный вариант — киноактриса Бригитта Нильсен. Она была похожа на красивого мужчину, которому зачем-то приделали громадную грудь.

Это на Западе. А что же в Советском Союзе?

В СССР была, разумеется, своя специфика, но результат был всё тем же. По вполне понятным причинам у нас не было женщин-яппи, но у нас были так называемые деловые женщины. Они en masse не выглядели моложавыми красотками-шефинями, не носили ярко-зелёные плечистые пиджаки с сумками из крокодиловой кожи. Но эти самые деловые женщины, не меньше чем их западные коллеги, ощущали себя этакими мужиками в юбках.

Просто формы выражения у них были иные — строгие костюмы неброских цветов, глухие вороты, папки с документами под мышкой, запах сигарет и никакого маникюра. Женщина-товарищ, отдающая себя Большому Делу. Не карьере, а именно — делу. Плюс ко всему наши женщины-начальницы, как правило, были замужними и имели детей. И, увы, бывали вынужены совмещать тяжёлый руководящий труд с изнуряловкой на кухне.

Наверное, именно поэтому в СССР с таким умилением была воспринята информация, что сама Маргарет Тэтчер жарит мужу картошку. Была даже такая фотка — великая Марго в фартуке у плиты. На мой взгляд, это была pr-акция партии тори, не более того. Западные бизнес-леди любого ранга старались минимизировать общение с кухонно-хозяйственными принадлежностями, в отличие от наших. Детей они тоже заводили, как можно позже, когда карьера более-менее была налажена. В СССР женщины (даже с видами на руководящие роли) старались выйти замуж, как можно раньше.

С другой стороны, в СССР проникали западные моды — все эти могучие плечи, ярые начёсы, квадратные клипсы. Типичная фраза из дамского журнала: «В моде — спортивный и спортивно-деловой стиль».

Как известно, одежда влияет на наше поведение: в джинсах мы - одни, а в платье с кружевным воротником — совсем другие. Так, девушка в ярком свитере с ассиметричными вставками, в варёной джинсе и в остроносых полусапожках на плоской подошве инстинктивно не может совершать плавных телодвижений — всё её существо стремится к резкости, к жёсткому танцу, к пацанскому стилю поведения. И к дракам за кавалера.

Девушка в кринолине ждала, что её завоюют, приголубят, а если надо — за неё подерутся. На дуэли. Девушка в варёнке не умела ждать, она сама брала всё нужное. И если на это самое «нужное» находилась ещё охотница, девушка в варёнке выдирала космы своей сопернице.

Девичья агрессия 1980-х была просто беспрецедентной — дерущаяся девица была чем-то, вроде концептуального приложения к любой дискотеке. Раньше кавалеры дрались на шпагах после бала, в 80-х дрались дамы и прямо на балу. Кроме уведённых кавалеров, причиной конфликта могло быть, что угодно — непонравившаяся рожа, слишком крутые (читай — вызывающие) шмотки соперницы, то, что девушка новенькая на этой дискотеке (или в группе училища).

Многие из тех, кто сейчас критикует современную молодёжь, вероятнее всего, забыли, что юная поросль 80-х была ой-ёй, какая непростая. И девушки, которые сейчас мамы 15-летних дочерей, тоже были не Принцесами Грёзами и не Дюймовочками.

Очень часто, если девушка не курила и не красилась, она в компании считалась несовременной. Если носила не кроссовки с мешковатыми штанами, а какие-нибудь туфельки-балетки — то же самое. Очень распространённая картина в 80-е: сильно крашеные девочки стаей сидят возле подъезда, с магнитофоном и курят. Часто они скрывали за развязностью и хамством — одиночество, неуверенность в себе, невостребованность «в качестве женщины». Зато именно тогда этот типаж стал востребованным в качестве «героини нашего времени». Маленькая Вера — девочка-оторва из задымленно — загаженного провинциального города.

Так вот, девочка Вера — это некий антипод… женщины. Неряшливая в быту (вспомните её халатик!), грубая, сексуально-распущенная, пьёт-курит. Носит маечку-унисекс, радикальное мини, грубые пластмассовые украшения. По праву сильной самки она уводит за собой мальчика Серёжу. Жизнь продолжается…

Увы, в СССР (и в других странах — тоже) ничего не делалось для воспитания в девочках именно женственности. Разговоры об эмансипации, о сильной женщине, о равноправии «забивали» всё и вся. Результат — маленькая Вера с её философией мужчины-плейбоя. Привлекательная внешне психология унисекса, поразившая весь мир, приводила и приводит к печальным последствиям: женщины грубеют, мужчины — самоустраняются…

Автор zina-korzina

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня