Пока одни украинцы учатся, как обходить блокировку российских соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», другие пытаются заработать на запрете. 23 мая стало известно, что команда программистов из Канады StartupSoft собирается приступить к разработке исконно украинской социальной сети Ukrainians. Компания объявила о том, что займется проектом, если до 1 июня количество подписей под их планом достигнет 50 тысяч. Но уже к 23 мая число желающих заполучить собственный аналог «контактика» возросло до 66 тысяч человек. Поэтому предприниматели гордо объявили — украинской соцсети быть.
Стартаперы уже зарегистрировали доменное имя будущей сети — Ukrainians.co. По словам соосновательницы StartupSoft Александры Струмчинчской, работа над проектом продлится четыре месяца. «Свидомый Фейсбук» будет работать сразу на трех платформах — web, iOSи Android.
Как можно узнать на официальной странице компании, StartupSoft — это «канадский виртуальный акселератор с европейской штаб-квартирой на Украине». Если точнее, то в Тернополе на улице гетмана Мазепы. Занимается компания тем, что отбирает наиболее перспективные стартапы и помогает им в трех ключевых сферах — разработке, консультациях и финансировании. В портфолио StartupSoft — различные приложения и сервисы, но нет такого крупного проекта, как создание соцсети с нуля.
Хотя эксперты говорят, что дело не в техническом аспекте — уже существуют готовые решения, которые позволяют создавать соцсети на миллионы пользователей. Дело в привлекательности подобной платформы. Для того чтобы конкурировать с существующими уже много лет площадками вроде «ВКонтакте», «Фейсбука» и «Одноклассников», нужно придумать что-то принципиально новое и интересное, что могло бы привлечь пользователей.
Что сможет предложить соцсеть Ukrainians, помимо того, что там будут собираться этнически и идеологически «правильные» граждане? В лучшем случае, это будет похоже на одно из «свидомых» сообществ в том же «ВКонтакте», но никак не на международную площадку. Да и само название Ukrainians в нашем глобализирующемся мире звучит странно. Даже Марк Цукерберг не стал называть свою соцсеть Americans, ограничившись нейтральным Facebook. В этой связи остается только вспомнить старый анекдот про глобус Украины, к которому теперь можно прибавить и соцсеть исключительно для украинцев.
Кстати, Ukrainians — это далеко не первая попытка создания украинской соцсети. За последние несколько лет в «незалежной» появилось сразу несколько аналогов «Одноклассников». Например, соцсеть «Друзi», в которой можно выбрать только украинский язык в интерфейсе, или WEUA.info, которая должна была оградить пользователей от «российской пропаганды». Есть еще 5−10 платформ, которые претендуют на гордое звание украинских соцсетей, но они остаются достаточно нишевыми продуктами, которые по числу пользователей и близко не могут сравниться с запрещенными.
По этим причинам старший преподаватель кафедры социальной технологии МГГУ им. Шолохова Константин Шадров не верит в успех нового предприятия.
— Рынок соцсетей уже давно поделен. Осталось очень мало интернет-пользователей, которые не были бы охвачены теми или иными соцсетями. Люди уже сделали свой выбор и пользуются удобной им площадкой.
Когда новая соцсеть пытается внедриться на рынке, им нужно предложить аудитории что-то особенное, или же просто очень много лет старательно выдерживать конкуренцию и надеяться на успех. По этим причинам успех Ukrainians очень сомнителен.
В этой связи я бы обратил внимание на то, что пока представители компании сказали только о том, что готовы разработать новую соцсеть. Возможно, это очередной проект вроде великой стены Яценюка на границе с Россией, в основном направленный на «распил» выделенных средств. Это может быть попыткой по-быстрому заработать денег на горячей теме.
«СП»: — Но в принципе создание такой соцсети возможно?
— В том, чтобы создать новую соцсеть технической проблемы нет, тем более что перед глазами много замечательных примеров. Вопрос в том, кто туда пойдет.
То, что за три дня за создание соцсети проголосовали 66 тысяч человек, объясняется просто. Во-первых, на Украине действительно есть определенная часть аудитории, которая всегда поддерживает то, что направлено против России или, как им кажется, может ее обидеть. Не исключена и накрутка со стороны «ботов». Но даже если все было честно, 66 тысяч человек — это очень мало, чтобы соцсеть оправдала свое создание и функционирование.
Мне кажется, что перспективы этого проекта весьма сомнительны. Могут что-то начать делать, но как только закончится поток финансовых вливаний, все быстро закончится. Тем более что такие примеры уже были. Эта кампания «Давайте уйдем из «ВКонтакта» на Украине проходит не впервые. Три года назад нечто подобное уже происходило, но за прошедшие годы мы не увидели взрывного роста популярности украинских соцсетей. Был очень короткий всплеск интереса, а потом все вернулись на традиционные платформы. Не взлетело тогда, не взлетит и сейчас, тем более что такой задачи, скорее всего, и не ставится. Скорее, есть задача освоить какое-то количество средств.
«СП»: — Но тогда российские соцсети не были запрещены…
— На Украине действительно стараются построить какое-то закрытое общество, но пока все блокировки успешно обходятся. В интернете есть множество инструментов, чтобы обойти запреты. Возможно, кто-то и заинтересуется украинской соцсетью, но это будет очень ограниченный круг людей.
И мне кажется, что попытка изолировать украинцев в интернете даст краткосрочный эффект. А в долгосрочной перспективе доверие к политике властей будет только падать и вызывать сопротивление. Люди будут пытаться получать информацию из альтернативных источников, главным образом из России на русском языке. Но у украинских властей мысли так далеко не простираются, они действуют по принципу «Нам бы только ночь простоять, нам бы только день продержаться».
С этим мнением согласен и эксперт в области мониторинга социальных сетей Евгений Коврижин.
— В теории перспективы есть всегда, как в любом бизнес-проекте. Но у них огромные риски. Соцсеть — это не просто очень сложный технический продукт, над которым нужно долго трудиться и отрабатывать ошибки, и не просто огромные вливания в рекламу и раскрутку. Самое главное - это люди. Люди, которые до сих пор сидят «ВКонтакте» и «Одноклассниках», устанавливали свои взаимосвязи и привычки годами. Соцсетей в мире существует много, но только единицы стали глобальными и успешными, и там сосредоточилась основная аудитория.
Поэтому даже если они смогут сделать крутую социальную сеть, и найдут много денег на ее раскрутку, это абсолютно не означает, что люди готовы будут бросить все свои старые связи и уговаривать друзей и знакомых перейти туда. Хотя теоретически есть маленькая вероятность, что все это сработает.
«СП»: — А такие примеры были?
— Посмотрите на «Телеграмм» Павла Дурова. Когда он ушел из «Контакта» и стал создавать свой мессенджер, многие думали, что ничего не выйдет. Но сегодня это очень популярный сервис, на который многие подсели. Но риски в этом деле очень велики.
«СП»: — А есть ли случаи, когда новым соцсетям удавалось отвоевать часть аудитории у того же «Фейсбука» или «ВКонтакте»?
— Такие случаи есть, но не в глобальном масштабе. Успеха добиваются нишевые социальные сети, нацеленные на узкую аудиторию, например, только для творческих людей, или только для бизнесменов. В этом смысле конкурировать можно. Но в глобальном, всеобщем масштабе никаких аналогов, которые могли бы соревноваться с «Одноклассниками» или «Фейсбуком» нет.
«СП»: — А национальная соцсеть не могла бы стать таким нишевым успешным продуктом? В Китае ведь есть свои соцсети?
— Китай - это отдельная история. У них свой интернет, своя субкультура, но как те же рецепты заставить работать в европейской стране, непонятно. Нужно учитывать менталитет. Несмотря ни на что, это часть русского мира, и взаимосвязи с Россией очень крепки. Для того чтобы их оборвать и была предпринята попытка запрета соцсетей. Если бы там была сугубо украинская повестка, возможно, Киев ничего бы не запрещал. Но поскольку остаются тесные взаимосвязи с Россией, было принято такое политическое решение.