
Эта «вертикаль» в масштабе «один к одному», в монолитной сплоченности предстала перед ним на съезде партии «Единая Россия». Губернаторы, президенты автономных республик, главы администраций, депутаты, сенаторы, бизнесмены — пирамида власти и денег, денег и власти, на вершине которой — лидер партии Владимир Владимирович Путин.
Иностранные наблюдатели с пристрастием отслеживают антипутинские мотивы в каждом из выступлений президента Медведева. И не только зарубежные — многие наши сограждане сосредоточили внимание именно на этих нюансах речей главы государства.
Характерно высказывание политолога Глеба Павловского в связи с Посланием президента Федеральному собранию. Павловский — один из первых идеологов путинского правления, и его откровенное замечание представляется симптоматичным: «Это было еще и послание Медведева Путину».
Как ни рассматривай, ни оценивай, а так оно и есть. Программное заявление Медведева совершенно конкретно:
«В XXI веке нашей стране вновь необходима модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии… Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных людей. Вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, будем проводить умную внешнюю и внутреннюю политику… Вместо прошлой построим настоящую Россию, современную, устремленную в будущее молодую нацию…»
Да, слова общие. Но суть вполне конкретна — значит, предыдущие 10 лет не модернизировали, не на основе демократии, не умную внешнюю и внутреннюю политику проводили, не современное общество строили, а ностальгировали и жили предрассудками прошлого.
В зале петербургского выставочного комплекса «Ленэкспо» и в Георгиевском зале московского Кремля сидели губернаторы, сенаторы, депутаты, олигархи, правительственные чиновники. После завершения президентского выступления к ним подходили корреспонденты, просили поделиться впечатлениями, мнениями. У всех не сходило с уст слово «модернизация».
Эти же люди три дня назад приветствовали укрепление «вертикали власти», позавчера восхищались теорией «сырьевой сверхдержавы», вчера — «суверенной демократией» и «стабильностью».
Сегодня они говорят нам о «модернизации».
Каждый из них — богач и сверхбогач. Практически каждый из них состоит в сложнейших отношениях с большим и малым бизнесом, с вышестоящей властью и нижестоящими подчиненными — в отношениях, так или иначе соседствующих с понятием «коррупция». Практически каждый из них доволен и сверхдоволен существующим положением дел в своей и государственной жизни. И не желает никаких перемен.
И к ним обращался президент с призывом о модернизации?!
«Граждане России вправе ожидать от вас не просто содействия модернизации… Граждане вправе требовать конкретных результатов».
Любой рядовой россиянин с уверенностью скажет, что личные интересы этих людей и интересы страны, интересы большинства граждан не сходятся.
А ранее, в Послании Федеральному собранию, президент прямо говорил: «Больше медлить нельзя. Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление. Это вопрос выживания России в современном мире».
На самом деле, конечно, его слова были обращены не столько к сидящим в зале, сколько к стране и народу.
У нас часто иронизируют: мол, мы страна такая: вчера шли одним курсом, завтра пойдем другим — как большой начальник скажет. Мол, чиновник — что дышло, куда повернет — туда и вышло.
Большой самообман.
На самом деле свернуть с нынешнего пути — задача титанического масштаба. Посильна ли она Медведеву и его немногим сторонникам?
Наивных нет. За 10 лет путинского правления создана, быть может, самая мощная чиновно-бюрократическая структура. Прежние, от петровской до сталинской, были скреплены страхом и страхом вкупе с идеологией.
Нынешняя, путинская номенклатура, скреплена страхом и большими деньгами. А деньги — самый сильный цемент и самый сильный стимул.
Прежде каждый новый политик, пришедший к руководству страной, менял хотя бы верхушку номенклатуры.
Нынешняя, путинская, так и осталась на ключевых постах в государстве. Она представляет собой сплоченную агрессивную массу, непробиваемую стену. Нерушимый блок бюрократии и финансово-сырьевого капитала. Зачем им модернизация?
Значит, Медведеву для проведения реформ придется набирать сподвижников из других структур.
Да, он предупреждал, что он — не сторонник резких перемен, революций, что систему надо менять постепенно, по-конфуциански. Однако, если Медведев намерен претворять свои слова в дела, путинская вертикаль власти и президентские модернизаторы неизбежно столкнутся в жестокой борьбе. А в ней, наверно, нет места для конфуцианства.
Фото [*]