
Российским семьям предложат контракт, согласно которому они будут обязаны рожать двух и более детей. Согласно программе, одобренной в Госдуме, содержание третьего и последующих детей государство возьмёт на себя. Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии Челябинского государственного университета Александр Тараданов расценил этот шаг как истерическую реакцию на ту ситуацию, которая ждёт Россию.
— Нас ждёт глубочайший провал по рождаемости, начиная с конца этого года и минимум всю первую половину следующего. Сейчас ещё рожают те, кто девять месяцев назад забеременел, когда ещё кризис, так сказать, сильно не бил. А когда «врезал», народ массово пошёл на аборты. Этот контракт — инициатива женщин, а не семьи. А это разные вещи. Женщина и семья по-разному смотрят на отношения семьи и общества. Женщины смотрят сугубо прагматически. Им десять раз наплевать, какая будет польза для общества от ребёнка, от демографии… Они по-матерински инстинктивно, а по большому счёту — по-животному боятся за своих детей, за себя. Если женщина не родила и в бизнесе не состоялась, у неё возникают проблемы с социальной значимостью, самореализацией. И поэтому дети — это в некотором роде страховка её социального статуса. Но ей бы хотелось, чтобы её социальный статус не подрывал её материального положения.
«СП»: — То есть женщина могла бы и не рожать?
— Могла бы и не рожать. Но у неё не получается эффективно конкурировать в других формах социальной жизни. Она отстаёт от мужчины в бизнесе, в науке, в искусстве, в культуре. Она всё равно занимает вторые позиции после мужчины. А вот тем, что она детей рожает, — выше любого мужчины. И это её гарантированный социальный статус — мать. Инициатива в Госдуме — попытка дать женщине социальные гарантии. Хотя речь идёт о семьях. Я знаю авторов этой программы. Читал их труды и монографии. Сплошь женщины, и у них женская точка зрения на эту проблему. Нужно найти разумный компромисс между мужчинами и женщинами. У них совершенно разные ценности. У мужчин — тачки, тёлки, бабки. У женщин — цацки, шмотки, сказки. Надо объединить вместе наши цивилизации.
«СП»: — Почему новая программа, с вашей точки зрении, не будет работать?
— Кто будет определять такую семью, с которой можно заключить контракт? Государственная служба будет вносить свои определения. Появится очередная бюрократическая структура. Значит, сразу встаёт проблема коррупции. Специальные фонды в этом смысле перспективнее. Коррупция там, конечно, тоже будет, но фонд имеет прямую заинтересованность в повышении рождаемости. Его материальное благосостояние будет зависеть от того, насколько эффективно он обеспечит рождаемость в социально благополучной семье.
«СП»: — Но как фонды смогут находить социально благополучные семьи?
— У нас в университете есть опыт обнаружения таких семей. Есть программа социального развития младших школьников, которая, по моим наблюдениям, довольно успешно реализуется. Основная идея программы — формирование мотивации к познанию из представления знания художественными образами. Можно научить понимать физику и математику с помощью, например, музыки. Есть такие специалисты, которые умеют это делать и получают фантастические результаты.
«СП»: — Но денег-то вы не можете дать семье?
— Но мы можем создать условия для ускоренной интеллектуализации и социализации её детей. Мы создаём экспериментальные учебные классы на разных территориях Челябинска. У нас такие классы есть в самых неожиданных местах. Там у детишек совершенно поразительные результаты.
Есть серьёзная проблема с саморазвитием населения и муниципальных образований, с формированием гражданской активности. Как её решать? Выход единственный — через семейное благополучие. Через стимулирование рождаемости в «действительных семьях», как их Гегель называл. То есть активно действующих, бьющихся, стремящихся, пытающихся чего-то добиться, ищущих чего-то в жизни.
Поддерживая семьи через поддержку детей, мы создадим большое количество стержневых, центральных мест. Вокруг них начнёт потихоньку распространяться область семейного, а за ним и социального благополучия. А за ним — и всё остальное гражданское общество. Только идущее на смену поколение, если мы с ним качественно поработаем, даст нам будущее. Мы можем выйти на уровень расширенного воспроизводства населения в условиях семейного благополучия через несколько лет. Эти несколько лет нужны для постепенного, хорошего, логичного разворачивания по России. Может быть, для начала в нескольких регионах. Кстати, в соседней Свердловской области меня лучше понимают, чем в Челябинской. В Свердловской области есть программы, в которые они включают некоторые пункты из моих разработок. Но логичная и последовательная программа работы в условиях семейного благополучия и у них отсутствует.
«СП»: — Говорят о возрастающей социальной раздробленности общества. Как сейчас выглядит наше общество?
— Паршиво. Есть знаменитый показатель — децильный коэффициент: разница в доходах десяти самых обеспеченных и десяти самых нищих. Цивилизованный показатель — 1:10. Япония, Голландия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада, Австралия и ещё несколько стран его выдерживают. У США уже 1:20. А у нас, по разным данным, от 1:30 до 1:50. А это сразу порождает недоверие населения к бизнесу. Социология сейчас может все разобрать по косточкам и разложить по полочкам. А надо бы показать тенденции и возможные результаты, объяснить, что если сделать то-то и то-то, то получится такой результат. Этого социология в большинстве случаев пока не может сделать. Социологические прогнозы, как правило, выдаются в трёх вариантах. Оптимальный, оптимистический и пессимистический. Но для управленца нужен один вариант.
«СП»: — А образование имеет значение?
— Да. Как само образование, формирующее понимание того, что происходит в мире, так и формальное приложение — диплом о высшем образовании. Это играет серьёзную роль в мотивации и отношении человека к обществу, патриотизму. Доступность высшего профессионального образования способствует любви к родине.
«СП»: — Образование, семейное благополучие, гражданское общество и социально активное население. Всё так сложно переплетено. Вы надеетесь в обозримом будущем увидеть ваши идеи воплощёнными в жизнь?
— Я оптимист. Уже многое сдвинулось в положительную сторону. То, что я пытаюсь продвигать программу «Семейное благополучие», начинает находить поддержку. Представители власти уже начинают прислушиваться. Последние демографические результаты ведь ужасают. Нужна немедленная реакция.
Челябинск
Фото [*]