«500 самых влиятельных мусульман мира» — это, конечно, не читаемый всеми список миллиардеров из журнала Форбс, а всего лишь ежегодный двухсотстраничный каталог, публикующийся в США. Но интересен он тем, что в него в нынешнем году попали пятеро россиян, чье влияние и авторитет, по мнению составителей списка, имеют мировые масштабы. Это два президента: чеченский Рамзан Кадыров и татарский Минтимер Шаймиев, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин и два… террориста: глава так называемого Кавказского эмирата Доку Умаров и лидер «повстанцев в Ингушетии» Ахмед Евлоев.
Составили список эксперты Центра мусульмано-христианского взаимопонимания принца Аль-Валид бин Таляля при университете в Джорджтауне (США). Это довольно оригинальное издание, и его авторы, чтобы никого не обижать, расположили большинство участников не по рейтингу влиятельности, а по алфавиту, дополнительно распределив их по странам. Но внутри каталога все же имеется рейтинговый список из 50-ти самых важных мусульман, который возглавляет король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд. Что, впрочем, не удивительно, поскольку Центр мусульмано-христианского взаимопонимания, чьи эксперты ежегодно составляют данный список, носит имя Аль-Валида — брата короля Абдаллы, им же и финансируется. А замыкает топ-50 генеральный секретарь Исламской организации по науке, культуре и образованию доктор Абд аль Азиз Усман.
Кроме того, герои каталога распределены по профессиям — политики, ученые, священники, радикалы, меценаты, деятели искусства, филантропы, промышленники. Женщины, как велит Шариат, отделены от мужчин, и для них отведена специальная глава.
Все россияне, за исключением председателя совета муфтиев России Гайнутдина попали в раздел «политики» и скромно расположились на 107 странице.
Понятно, что подробнее всего написано о татарском лидере Шаймиеве — ему каталог уделил аж… пять строчек. Информация о Рамзане Кадырове уместилась в двух строках. А о лидерах боевиков — в трех. Оценки, данные россиянам составителями каталога, весьма интересны, и их можно привести полностью.
«Шаймиев, Его превосходительство президент Минтимер — первый и действующий президент Татарстана — мусульманской республики в составе Российской Федерации. Он был награжден премией Короля Фейсала за заслуги перед мусульманским населением. Татарстан — изобильный регион в центре России и его религиозная культура служит моделью сосуществования Ислама и европейской культуры. Шаймиев гостеприимно принимал делегации со всего мира в Казани во время празднования 1000-летия города»;
«Кадыров, Его превосходительство президент Рамзан — сын бывшего президента, лидера повстанцев Чечни и священника Ахмада Кадырова. Держит железной хваткой правительство и властные институты Чеченской республики»;
«Умаров Докка (так в оригинале. — „СП“) Подпольный, самопровозглашенный лидер Кавказского эмирата Ичкерии, пока еще несуществующего государства на юге России. Он ведет тайную работу по объединению движений повстанцев по всему Северному Кавказу»;
«Ахмед Евлоев — важный лидер повстанцев базирующихся в Ингушетии — региона, граничащего с Чечней. Он — часть расширяющегося движения Кавказского фронта, которое пытается установить свободное исламское государство на южных границах России»…
Необходимо отметить, что в последние месяцы в Казани очень ощущается рост внимания Запада к Татарстану, которым раньше там не очень-то интересовались. Включение Минтимера Шаймиева в список самых влиятельных мусульман мира — еще одно тому свидетельство. Напомним, всего месяц назад Казань впервые в истории американо-российских отношений посетила с визитом госсекретарь Соединенных Штатов Хиллари Клинтон. А еще раньше, в начале весны 2009 года, в республику приехала большая делегация американских дипломатов, которые исколесили Татарстан вдоль и поперек. Казань упомянул и президент США Барак Обама, когда посещал Москву летом этого года. А гражданин США Вил Мирзаянов возглавляет сейчас самопровозглашенное татарское правительство в изгнании, которое добивается признания независимости Татарстана по образцу Косова, Абхазии и Южной Осетии.
«СП»: — Откуда такой интерес у заокеанских политиков к нашей республике? — поинтересовался корреспондент «Свободной Прессы» у председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля.
— Такое внимание Соединенных Штатов к Татарстану свидетельствует о переходе в прямое наступление США на Россию, как на суверенное государство.
«СП»: — Что вы имеете ввиду?
— Кризис в американо-российских отношениях переходит в свою последнюю стадию, и США практически уже готово вмешаться во внутренние дела РФ на Кавказе и в Поволжье.
«СП»: — Почему Татарстан?
— Потому что Татарстан — это ключевой регион в центре России, и американцы постараются дестабилизировать обстановку именно здесь…
А вот как прокомментировал список эксперт Московского центра Карнеги Сергей Сергеев.
«СП»: — Вы согласны с мнением Гейдара Джемаля?
— Безусловно, включение Шаймиева в список самых влиятельных мусульман мира — это проявление интереса не столько к Шаймиеву, столько к Татарстану, как региону. Но я не согласен с мнением Гейдара Джемаля о том, что США переходят в прямое наступление на Россию.
«СП»: — С какой тогда целью визитеры из-за океана зачастили в Казань?
— Дело в том, что американцы по сути своей плюралисты. Они всегда ведут многовекторную — политику. Это касается и американо-российских отношений, в том числе. Соединенные Штаты всегда интересовались российскими регионами, в хорошем смысле этого слова, но не для того чтобы напакостить или попытаться оторвать часть от России.
«СП»: — А для чего?
— Для Америки российские регионы — это своеобразные лаборатории альтернативного развития отношений. США не хотят видеть в России только Москву и вертикаль власти. Утверждения, что кризис между США и РФ вступает в последнюю стадию — это явное преувеличение. Эта «последняя стадия» длится уже не одно десятилетие. Поэтому я скептически отношусь к мнению господина Джемаля.
Из досье «СП»:
Гейдар Джемаль — родился в 1947 году в Москве. Русский с исламскими корнями. Его дед, Игорь Шаповалов, был директором Малого театра и заместителем министра культуры СССР. Учился в Институте восточных языков при МГУ, но был отчислен по политическим мотивам. В 1990-е годы был заместителем председателя Исламской партии возрождения, создал информационный центр «Таухид», издавал газету «Аль-Вахдат» («Единение») и вёл несколько телепрограмм, посвященных исламской проблематике («Ныне», «Минарет»). Является основателем и бессменным лидером политической организации «Исламский комитет России». На сайте комитета о нем сказано: «Гейдар Джемаль являет собой образец россиянина недалекого будущего — русскоязычный мусульманин, патриот исламской России».
Московский центр Карнеги, недавно отметивший свое 15-летие, создан, как независимый исследовательский институт. Сформулированы три задачи, которые он должен выполнять: во-первых, стать моделью для российских неправительственных организаций — элементов формирующегося гражданского общества, во-вторых, содействовать углублению российско-американского научно-политического диалога, в третьих, стать одним из ведущих центров исследования важнейших процессов на постсоветском пространстве. Проблемы международной безопасности занимают важное место в деятельности Центра.
Фото [*]