В понедельник, 30 ноября, в элитный подмосковный поселок «Княжье озеро» отправляется группа специалистов Русского музея, чтобы проверить, насколько условия тамошней новой церкви годятся для того, чтобы перевезти в нее икону «Богоматерь Торопецкая Одигитрия» (XIII-XIV в.в.). Реставраторам и хранителям Русского музея не позавидуешь: они должны дать согласие на перевоз уникального произведения древнерусского искусства, которое перевозить нельзя.
Иконе около 800 лет — она пережила очень многое. После изъятия из Корсунско-Богородицкого собора в городе Торопец Тверской области ее передали сначала в местный музей, а потом — в Русский. Здесь ее приняли, как выражаются специалисты музея, «в руинированном состоянии».
— Она настолько уязвима, — говорят реставраторы, — что ее даже реставрировать нельзя — только укреплять. Это было очевидно еще тридцать лет назад, когда из соображений сохранности икона с ликом Богоматери попала на специальное хранение. Оттуда ее даже нельзя взять для экспозиции в музее.
Однако икону забирают на год для вновь построенного храма, к которому торопецкая Одигитрия никакого отношения не имеет. Сотрудники Русского музея ситуацию не комментируют, но обещают все рассказать, как только реставраторы и хранители вернутся из Подмосковья.
Но с какой стати уникальное произведение древнерусского искусства должно покинуть комфортные залы Русского музея, в которых поддерживаются все нужные условия для хранения — влажность, температура? Дело в том, что месяц назад передать икону в коттеджный поселок Истринского района Подмосковья попросил сам Патриарх Кирилл. Он даже написал письмо министру культуры РФ Александру Авдееву, и тот дал письму ход.
Вскоре в Русский музей приехал представитель министерства и стал изучать вопрос на месте. Сейчас чиновники просят специалистов музея дать ответ: можно ли без ущерба для старинной иконы перевести ее в подмосковный поселок? Но в Русском музее сразу ответили: нельзя, поскольку при транспортировке икона просто погибнет. Однако чиновники настаивают…
Почему же столь ценный и столь же хрупкий экспонат должен покинуть пределы музея? Почему то, что не дозволено простолюдину, дозволено обитателям «Княжьего озера», где едва ли не каждый коттедж тянет на пять миллионов долларов?
Об это все стараются скромно умалчивать. Известно лишь, что построил поселок некий бизнесмен Сергей Шмаков. В принадлежащем ему поселке есть гостиница, банк, медцентр и даже собственный зоопарк. Видимо, теперь понадобилась старинная Одигитрия. И патриарх шлет властям письмо за письмом, с настоятельными требованиями означенную икону выдать.
Про Сергея Шмакова известно, что он не только директор строительной фирмы под названием «Сапсан», но и глава многодетной семьи — у него шестеро детей, он профессиональный автогонщик, пилот вертолета и даже бывший заместитель губернатора Чукотки. Занимается благотворительностью. В 2006-м году пожертвовал триста тысяч рублей на золочение куполов Корсунско-Богородицкого собора в Торопце.
Одигитрия должна быть в «Княжьем озере» уже 5 декабря. В этот день построенный храм во имя св. Александра Невского будет освящаться. А накануне, 4 декабря, православный мир отпразднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Так прихожане из «Княжьего озера» отметят праздник.
Ирина Шалина, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея в интервью «Радио Свобода» сказала:
— Храм только-только достроен: со стен недавно снята влажная штукатурка, и для содержания иконы это кошмар. Кроме того, с какой стати должен передаваться туда этот памятник искусства, даже если бы он был в идеальной сохранности? «Троицу» Андрея Рублева не отдали в Троице-Сергиеву лавру даже на три дня (в прошлом году ныне покойный патриарх Алексий II просил передать «Троицу» лавре на три дня церковного праздника. — РС). А здесь мы передаем не меньшую по ценности икону в частный коттеджный поселок. Пока нам ничего не удается, но мы боремся. В крайнем случае, если икону мы все-таки вынуждены будем отдать церкви, то перенести ее можно в храм Русского музея в Михайловском замке…
Ирина Шалина добавила, что на сотрудников музея сейчас оказывается давление, что послужило поводом для обращения к президенту страны.
— На нас оказывается давление со стороны нашего директора, а на директора оказывается давление со стороны министерства, видимо, с угрозами снятия, — предположила Ирина Шалина.
Между тем, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян также в интервью «Радио Свобода» заявил, что церковь фактом передачи иконы, возможно, хочет создать прецедент:
— Есть тенденция запускать «пробные камни»: удастся получить нечто, а затем создать из этого прецедент и руководствоваться им в удобных случаях? Господин Вигилянский (руководитель пресс-службы патриарха Московского и Всея Руси) сказал, что церковь всегда рада возвращению иконы. Это означает желание получить иконы в свое распоряжение. По-человечески мне это понятно, по-христиански нет. Тем не менее, такие заявления можно было бы делать достойнее и аккуратнее, потому что сейчас представляется, что не имеет значения, где располагается храм, и кто в нем будет молиться… До тех пор, пока в руках сотрудников Русского музея остается легитимная процедура выдачи икон, они могут давлению противостоять. Пока никакая выдача икон за пределы музейного фонда не может произойти в обход реставрационного совета, который подтверждает возможность такой выдачи. Если реставрационный совет документально зафиксирует, что выдача невозможна, любая попытка изъять икону из музея будет противозаконной, — заключил Левон Нерсесян.
Из Нового Завета:
«Истинно говорю вам: легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное».
Почему-то редко вспоминают российские нувориши эти слова Спасителя. Почему?
Из Открытого письма президенту РФ Дмитрию Медведеву в защиту иконы «Богоматерь Одигитрия»
«Глубокоуважаемый Господин Президент!
25 ноября 2009 г. в Государственный Русский музей поступило письмо из Министерства культуры Российской Федерации № 2251−05−23 за подписью директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р. Х. Колоева. В письме указано, что Департамент «считает возможным передачу иконы „Богоматерь Одигитрия“ в религиозную организацию сроком на один год».
Прежде всего, мы не можем рассматривать данное письмо как юридическое основание для дальнейших действий музея. Любое решение о передаче древнего и уникального памятника из государственного хранения должно осуществляться на основании целого ряда регламентирующих документов, в первую очередь — решения расширенного реставрационного совета с участием ведущих специалистов страны.
Считаем своим долгом объяснить о какой иконе идет речь в письме Министерства культуры и в какую именно религиозную организацию Русскому музею предписано ее передать.
Икона «Богоматерь Одигитрия» является одним из древнейших памятников отечественного искусства, исчисляемых в мире единицами. Она стоит в ряду таких мировых шедевров христианского искусства, как иконы и фрески Джотто, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Троица» Андрея Рублева.
«Богоматерь Одигитрия»" (инв. № ДРЖ-2093) ввиду аварийного состояния ее сохранности была передана в Государственный Русский музей в 1936 г. из Торопецкого краеведческого музея. В 1937 г. в реставрационной мастерской музея икона освобождена от поздних записей и слоев олифы и установлено, что она написана псковским мастером раннего XIV в.
Деревянная основа иконы имеет утраты, подвижные части и разновременные «чинки». Грунт иконы хрупкий, слабо связан с основой и подвержен хроническим вздутиям. Красочный слой и золото сильно потерты, имеют многочисленные утраты, выбоины и очень развитый кракелюр. Лики Христа и Богоматери при реставрации были вынуждены оставить под слоем записи и темной олифы ввиду отсутствия под ними первоначальных изображений. В силу ветхости и сложного состояния сохранности, деревянная основа и красочный слой иконы неоднократно укреплялись в реставрационных мастерских Русского музея. В настоящее время икона находится под постоянным наблюдением музейных специалистов: реставраторов, хранителей и климатологов. Малейшие изменения температурно-влажностного режима пагубно влияют на состояние красочного слоя, связующего и, особенно, золотого фона и ассиста, поэтому ее перемещения даже внутри музея ограничены…"
Письмо подписано сотрудниками отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея:
Н. В. Пивоварова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, хранитель
И. А. Шалина, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник
Т. Б. Вилинбахова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник
И. В. Сосновцева, старший научный сотрудник, хранитель
М. В. Федосеева, старший научный сотрудник, хранитель
И др.
Справка «СП»:
Холдинг «Группа компаний Сапсан»: Основной вид деятельности — строительство коттеджных поселков. Компанией реализовано 15 загородных проектов. Работы по проектам ведутся по полному спектру, от проектирования, риелторской деятельности до управления загородными поселками. Наиболее крупные проекты: поселок «Снегири» (Волоколамское шоссе, 1997 год); поселок «Голубое» (Пятницкое шоссе, 1999 год); поселок «Зеленое подворье» (Пятницкое шоссе, 2001 год), «Княжье озеро» (Новорижское шоссе, срок реализации — 2009 год).
Коттеджный поселок «Княжье озеро» — расположен на Новорижском шоссе и является одним из самых крупномасштабных проектов на рынке загородной недвижимости Подмосковья. Сегодня цена самого «демократичного» коттеджа достигает 800 тысяч долларов США.