Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / 100 лет Октября
24 октября 2017 08:45

The Guardian: Странные эти русские — и Ленина чтут, и Николая II

Британцы удивлены, почему у нас не сносят памятники, как на Украине или в США

8362
Материал комментируют:

В преддверии 100-летия Октябрьской революции 1917 года английская газета The Guardian обращает внимание на парадокс, который, по её мнению, присутствует в российском обществе. Газета отмечает «доминирование» Владимира Ленина, но вместе с тем заявляет, что его «соперником» в борьбе за сердца россиян стал Николай II, «благодаря возрождающейся православной церкви».

В качестве одного из примеров издание приводит сибирский город Ленинск-Кузнецкий, где можно увидеть памятники и лидеру революции, и последнему русскому императору. Это визуализация парадокса, существующего в современной России, отмечающей 100-летие революции, говорится в статье.

Газета также напоминает, что в начале 1990-х годов в стране происходили попытки «стереть» коммунистическое прошлое. Имеется в виду волна переименований, а также снос некоторых памятников, в частности, памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянской площади Москвы.

«Но россияне потеряли аппетит к стиранию символов советского прошлого», — утверждает издание. К примеру, тысячи населенных пунктов сохранили свои советские названия.

Читайте также

The Guardian отмечает, что общественная дискуссия о революции ограничивается обсуждениями в интеллектуальных кругах, а дебатам о значении и наследии 1917 года на государственном ТВ места почти не нашлось. При этом, заявляет издание, революция продолжает отбрасывать «длинную тень» на современную Россию.

Так существует ли парадокс, о котором пишут английские журналисты? И в какую сторону может развиваться страна?

— Российское общество сейчас гораздо более толерантно настроено по отношению к разным периодам собственной истории, чем общество германское или английское, — говорит политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. — Мы в большей степени открыты к диалогу. У нас нет никаких законов, которые ставят под запрет какой-то из периодов истории нашего народа и страны, как это есть в той же Германии. И это не говорит о том, что нам не хочется разбираться в своей истории или, что мы считаем, что всё у нас всегда было хорошо и правильно.

Кстати, даже некоторые западные исследователи ставят в заслугу Владимиру Путину, что он культивировал в стране позицию, совмещающую опыт Российской империи и Советского Союза. Возможно, именно потрясения 20-го века в итоге стали причиной того, что мы перестали делить историю на плохую или хорошую. И не случайно у нас большая часть общества скептически относится к идее Запада, что вот раньше у них было ужасное прошлое: колониальное, расистское, сексистское и т. д. А вот теперь, дескать, наступило светлое настоящее, где все прежние заблуждения преодолены. И Россия должна стремиться к такому же состоянию.

На мой взгляд, в России сейчас нет никаких «красных» и «белых». А те споры, которые возникают по вопросу захоронения Владимира Ленина, например, или из-за нового кинофильма Алексея Учителя, в значительной степени искусственно раздуваются. Поскольку люди, которые требуют запрета всего советского или всего имперского находятся в абсолютном меньшинстве. Я считаю, что нам даже есть чем гордиться в этом смысле, поскольку мы сумели, несмотря на все сложности переходного периода, удержать общество в равновесии.

«СП»: — Нужна ли для развития общества объединяющая национальная идея, и как она сможет объединить сторонников «красной» идеи и православных?

— У нас часто, особенно в патриотической среде, сетуют на то, что Россия не имеет национальной идеи. Но на данный момент такой идеи нет почти ни у кого. В той или иной степени идеология присуща для Северной Кореи, Ирана, в какой-то степени — Китая. Есть очень простая идея, которой придерживается США — каждое следующее поколение должно жить лучше, чем предыдущее. По большому счёту, это универсальная идея для всего мира. Я не вижу, почему бы нам не придерживаться такого же принципа.

Мне кажется, уважение к советскому прошлому и растущая православность нашего общества, в целом, не противоречат друг-другу. Наша православная традиция идёт из Византии, а там как раз не было жёсткого противостояния власти и церкви, как это порой случалось на католическом Западе. Православная церковь почти никогда не претендовала на свою долю власти светской, как это пытались делать Римские папы.

— Я не вижу ничего удивительного в том, что ломать памятники советской эпохи у нас с 90-х годов вышло из моды, — говорит публицист и телеведущий Анатолий Вассерман. — Этим занималась крайне небольшое количество активистов. Как, впрочем, и сейчас шум вокруг «Матильды» поднимает очень небольшое число людей, считающих себя православными активистами.

Я сам успел пережить период довольно яростного антисоветизма. Сейчас я считаю, что, конечно, Николай II не заслужил расстрела. Он управлял Россией, как мог, действовал из лучших побуждений. Однако при этом, я считаю, он был «профессионально непригоден» к исполнению обязанности главы государства. Я согласен с автором недавно вышедшей книги Игорем Шумейко «Крушение империи», который показывает, что Николай II совершенно не понимал тех реформ, которые проводили его дед и отец. И это во многом определило, что большинство его собственных решений были неверны. Как личность, он заслуживает всяческое уважение, как руководитель — был далёк от понимания стоящих перед страной задач в начале 20-го века.

Что касается того, что мы перестали бороться с советскими символами, мне кажется это признак того, что в целом общество научилось конструктивно воспринимать все периоды нашей истории, не борясь ни с одним из них. Да, не всегда наша история шла так, как хотелось бы и нам, и нашим предкам. Но всегда мы пытались решать накапливавшиеся проблемы.

Я надеюсь, что со временем и те, кого не устраивает советский период истории, и те, кто ругает Российскую империю, найдут точки соприкосновения. Ясно, что и цари, и советские комиссары действовали совершенно искренне ради блага народа, как они его понимали.

В целом, я не вижу никакого парадокса в том, что у нас нередко советские и держано-патриотические символы соседствуют на одной улице или площади. Это парадокс только для тех, кто противопоставляет один период истории страны другому. В то время как они перетекают из одного в другой. И крайне наивно считать, что задачи и проблемы, возникающие перед страной, берутся ниоткуда.

Кстати, те люди, которые свергли царя Николая II, ни в коей мере не были социалистами. Это люди, которых сейчас принято называть «белоленточниками». Они, захватив власть, менее чем за 8 месяцев в 1917 году довели страну до полного хаоса. А вот большевики, как к ним ни относись, с самых первых своих шагов поставили себе задачу восстановить централизованное управление страной. И с этой задачей в итоге они справились.

Читайте также

На самом деле, сейчас тем, кто считает, что социализм был совсем не нужен для нашей истории, можно ответить, что он возник у нас именно тогда, когда накопились необходимые производственные отношения для него. Другое дело, что со временем социализм в России вышел на иной уровень, где потребовались иные управленческие ресурсы, чем те, что были на тот момент.

Я считаю, что накопление таких ресурсов в нашей стране идёт уже в настоящий момент, и даже близко к завершению. Поэтому новая волна социализма придёт в довольно скором времени. Надеюсь, что нам удастся провести правильные научные исследования, учесть прежние ошибки, и мы устроим так, что новый этап социализма начнётся без социальных потрясений. Я подробно пишу на эту тему в своей книге, вышедшей в конце 2016 года, которая называется «Чем социализм лучше капитализма».

«СП»: — Тем не менее, фигуру Николая II сегодня его почитатели воспринимают уже не столько с точки зрения его исторической значимости, сколько с той позиции, что он после канонизации стал символом возрождающегося Православия в России. Будут ли довольны православные возвращением нового этапа социализма?

— Могу сказать, что идеи социализма, по большому счёту, Православию не противоречат. Насколько я знаю, на Всемирных русских соборах, организуемых Русской православной церковью, неоднократно говорилось о том, что идеи социальной справедливости близки православным. Поэтому, когда мы сможем войти во второй этап социализма, ничего плохого для Православия от этого не будет.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня