Премьер заявил, что не хочет быть президентом. На данном этапе
Министерство образования и науки в начале будущего года огласит итоги внутреннего аудита на предмет соответствия зарплат ректоров вузов достижениям учебных заведений, которые они возглавляют. И обещает «жестко реагировать» на неадекватную разницу в окладах руководителей и преподавателей высшей школы.
Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на образовательное ведомство.
Тема необоснованно высоких зарплат руководителей вузов, которые зачастую получают в разы больше преподавателей, оказалась одной из главных на совещании с участием министра образования Ольги Васильевой, проходившем в среду в Российском университете дружбы народов. Посвящено оно было как раз обсуждению вопросов, касающихся настоящего и будущего финансовой политики министерства.
Говоря о выполнении «майских указов» президента (напомним, одно из требований там — к 2018 году зарплаты педагогов и научных работников довести до уровня не менее 200% от средней в регионе), Ольга Васильева обратила внимание на «странности» в отчетах, которые поступают в Минобрнауки. Проверка этих отчетов, по ее словам, позволяет сделать вывод, что средняя зарплата увеличивается не за счет повышения окладов преподавателей, а за счет высокого жалования руководителей.
«У вас реальные люди получают реально скромные деньги, а вы приносите, уважаемые коллеги-руководители, справки о высокой средней заработной плате и просите начислить вам не менее 700 тыс. рублей, в то время как у вас люди получают по 35−45 тыс. рублей. Это как?», — обратилась министр к ректорам вузов. К слову, зарплата президента России, составляет 715 тысяч. Получается, ректоры хотят зарабатывать, «как Путин».
Премьер заявил, что не хочет быть президентом. На данном этапе
Она напомнила коллегам о «нравственных ориентирах» и пообещала, что проверка отчетности по зарплатам в университетах будет усилена.
Пока же, как пишут «Известия», департамент стратегии, анализа и прогноза образовательного ведомства занимается сопоставлением качественных показателей научной деятельности учреждений высшей школы с уровнем зарплат их руководителей.
Осталось только узнать о результатах…
К слову, ранее собственное исследование доходов преподавателей вузов страны провели представители Общероссийского народного фронта, сообщает RT. Они опросили более 500 преподавателей, работающих в 254 университетах и их филиалах, результаты оказались еще печальнее, чем у министра образования — средний размер заработной платы преподавателя вуза, занимающего одну ставку, в прошлом учебном году составил 26 тыс. 550 рублей в месяц. Меньше всего она в Ярославской области — 6 тыс. 475 рублей. Больше всего в Москве — 65 тыс.
Росстат приводит другие цифры: в первом квартале 2017 года средняя заработная плата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования в России составила 49 тыс. 900 рублей.
Но даже этот показатель близко несравним, например, с доходом руководителя Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко, по итогам прошлого года возглавившего список самых состоятельных ректоров — 195,7 млн. рублей. И даже с доходом «бронзового призера рейтинга» Сергея Синельникова-Мурылева, возглавляющего Всероссийскую академию внешней торговли Минэкономразвития РФ — 48,6 млн. рублей.
Прокомментировать такой значительный разрыв в финансовом благополучии руководства и профессорского преподавательского состава учреждений высшей школы «СП» попросила главного научного сотрудника Института философии РАН, профессора Владимира Шевченко:
— Удивительно, что вспоминают об этой проблеме тогда, когда нужно отчитываться. Делают вид, что ее не замечали, что раньше она не существовала. В то время как об этом постоянно говорили, напоминали, требовали на самых различных уровнях — преподаватели, вузовская общественность и разные организации.
В конце концов, если есть закон, определяющий предельное соотношение окладов руководителей и сотрудников в кратности один к восьми, что мешает проверить зарплату ректора и преподавателей по ведомости? Какая здесь есть проблема? Причем здесь нравственность, когда есть твердая установка?
Для меня это малопонятная вещь.
«СП»: — Откуда вообще берутся такие зарплаты у ректората?
— Нужно сказать, прежде всего, что руководители университетов, институтов включаются в разного рода гранты: региональные, правительственные, вузовские… Причем, проследите, пожалуйста, сколько раз руководитель учреждения участвует в грантах данного института, которым он руководит. Есть случаи, о которых я знаю, это пять, шесть, семь, восемь раз.
Кто будет это контролировать? И кто может поднять голос в защиту преподавателя против такой, я бы сказал, циничной позиции? Ведь в вузе нет никакого механизма, который мог бы защищать преподавательский корпус от произвола руководства. Абсолютно никакого. В советское время, скажу честно, этот механизм был гораздо более отработанным.
Сегодня ректор наделен такими полномочиями, что фактически может любого преподавателя выгнать, если этот преподаватель начнет говорить вещи, которые угрожают его авторитету и положению. Особенно, если начнет вмешиваться в финансовые дела, в которые не имеет права вмешиваться, с точки зрения ректора.
Второй момент, на мой взгляд, очень важный. Министр Васильева говорит о преподавательской зарплате в 35 тысяч. Сегодня это мизерная зарплата. И она достигается гораздо больше кровью, чем это было пять-шесть лет назад, когда президент ставил вопрос о повышении оплаты труда.
Но повысили нагрузку — почти в два раза. И получается, что сегодня преподаватель получает 30−35 тысяч, а «сидит» по штатному расписанию на 0,6 ставки. При этом в министерство отчитались тем, что «у нас сегодня полная ставка будет стоить 65−70 тысяч рублей». Молодцы! Только вот преподаватель не может тянуть двойную нагрузку и берет 0,5−0,6 ставки, получая те же самые 30−35 тысяч.
Вот в этом нужно разобраться. Спокойно, в соответствии с нормативными установками. Все можно решить, мне кажется, была бы на это жесткая политическая воля, а не игра в предвыборные приманки и обещания.
По мнению независимого эксперта по социальной политике, доктора экономических наук Андрея Гудкова, рассуждать о нравственных ориентирах в данной ситуации бесполезно:
— Хочу просто напомнить, что большая часть вузов является государственными. И если речь идет от государственности — в смысле собственности, принадлежности и контролируемости, — то здесь надо не к морали и нравственности взывать, а употреблять власть. А если она не употребляется, и руководители вузов ставят себе ту зарплату, которая им нравится, то это означает, что существует бесконтрольность, а государственная собственность и государственная деятельность являются приватизированными.
В «тридцатых» годах было такое понятие «партмаксимум» — коммунист не мог получать больше 120 рублей (что тогда была, кстати, очень большая сумма).
Сегодня тоже есть четкая граница — это зарплата министра. Никакой ректор государственного вуза (есть просто еще так называемые АНО — Автономные некоммерческие организации) не может получать больше. Но это максимум.
У Васильевой, если не ошибаюсь, оклад 560 тысяч. Так почему бы не провести опрос среди профессорско-преподавательского состава, а сколько заслуживает именно ваш ректор? Минимум — 30% от оклада Васильевой, максимум — сто.
Пусть на каком-то сайте проголосуют с помощью своих электронных подписей…
Впервые в истории российской авиации ею командует «пехотный» главком. Зачем это Кремлю?
«СП»: — Ольга Васильева все-таки не так давно возглавляет Минобрнауки. И она хотя бы этой проблемой начала заниматься…
— Почему же? Ее поднимали и до Васильевой. Но проблема — поймите — еще острее, чем ее формулируют.
Ректоры у нас богатеют за счет вузов, когда доценты получают зарплату в 25 тысяч рублей. В Москве, например, это не просто недостаточно, это голодный минимум. Поэтому работает много пенсионеров, для которых это просто вторая пенсия. Соответственно, и знания у них, и методики «времен Очаковских и покоренья Крыма».
Зато ректоры пользуются большим объемом социальных благ. У них пенсионное страхование, куда перечисляется значительные средства. У них медицинские страховки в гораздо больших объемах. Их обслуживает целый парк автомобилей. И в вузовские оздоровительные центры, если такие есть, они заезжают как короли. Это помимо зарплаты.
«СП»: — Но имя любому вузу делает, прежде всего, коллектив преподавателей, а не один человек, даже если он является его руководителем. Должно же быть какое-то уважение к этим людям со стороны начальства?
— Это начальство ни то, что не уважают свой профессорско-преподавательский состав. Они очень себя уважают. И решают, что, если уж выбрались на этот пост, то на нем надо взять все, что только можно.
На самом деле, я не представляю, как большую часть этих товарищей привести к общему знаменателю. Потому что они ведь берут пример с руководителей госкорпораций, которые точно так же назначают себе миллионерскую зарплату. Смотрят на то, какая зарплата у Сечина, у Чубайса, у прочих господ… И говорят: «А чем мы хуже?»