Система ПВО США не в состоянии остановить стаю российских крылатых ракет
Итак, дело сделано. Электромобиль Илона Маска огненно-красного цвета с бесстрастным манекеном за рулем под песни Дэвида Боуи летит сквозь мрак и холод космоса по направлению к Марсу. Маркетологи с пиарщиками постарались на славу — цвет автомобиля совпадает с цветом Марса, который называют красной планетой. Да и вообще, красный — это цвет победы.
Разумеется, по этому поводу было высказано немало восторженных слов. И не только от дилетантов, которые клюют на помпезные шоу, собирающие громадную аудиторию зевак. Достаточно высоко оценили достижения эксцентричного американского миллиардера и некоторые профессионалы, работающие в ракетной отрасли. Но были и те, кто отнесся к запуску новой ракеты Falcon Heavy («Тяжелый Сокол»), премьера которой состоялась 6 февраля, довольно прохладно, а то и скептически.
Разумеется, были среди критиков и представители Роскосмоса. Однако после того, как они практически остановили (это еще слишком мягкое определение) развитие космической отрасли, их заявления все уже воспринимают как проявление обиды и зависти. Ну, и еще, чтобы соломки подстелить, — не надо нас распекать, потому что Маск «пускает пыль в глаза».
Но есть и вполне объективные критические высказывания. К ним, например, относится публикация во французском издании Les Echos «Пять ключевых вопросов по поводу запуска Falcon Heavy».
Система ПВО США не в состоянии остановить стаю российских крылатых ракет
Первый вопрос вполне ожидаемый: является ли Falcon Heavy самой большой и мощной ракетой в мире? Именно на этом настаивает подавляющее большинство комментаторов. Да, в настоящий момент это именно так. Высота Falcon Heavy — 70 метров, стартовая масса двухступенчатой ракеты — 1420 тонн. Ракета способна выводить на низкую опорную орбиту (НОО) 63 тонны полезной нагрузки, на геопереходную орбиту (ГПО) — 26 тонн, на траекторию полета к Марсу — 16 тонн.
В качестве следующей по возможностям ракеты Les Echos называет евроракету Arian-5. Ее высота — 52 метра, массы, выводимые на НОО и ГПО, — 20 и 12 тонн соответственно. Однако следует упомянуть более мощные: американскую Delta-4 (28 тонн на НОО), российскую «Протон-М» (22,5 тонны). Сюда также необходимо отнести китайскую ракету «Чанчжэн-5», успешный пуск которой состоялся в позапрошлом году. Она выводит на НОО 25 тонн полезной нагрузки.
В общем, необходимо признать, что детище Илона Маска существенно превосходит все существующие ракеты по мощности.
Однако стало ли создание этой ракеты прорывом в освоении космоса, как об этом утверждают практически единогласно? Необходимо сказать, что прорыв состоялся. Но существенно раньше и в конструкции предыдущей ракеты — Falcon-9. На ней компания SpaceX с переменным успехом начала отрабатывать возврат на землю (как на плавучую платформу, так и на космодром) первой ступени ракеты. С экономической точки зрения, это очень выгодно, поскольку именно первая ступень оснащена наибольшим количеством двигателей, а потому и стоит наиболее дорого.
При запуске Falcon Heavy также была произведена попытка возврата трех блоков первой ступени — центрального и двух боковых. Два приземлились нормально, третий разбился. Вот эту космическую технологию и следует считать прорывной. Думается, SpaceX в конце концов отработает надежный возврат первой ступени своих ракет.
Однако за счет того, что для возврата первой ступени необходимо определенное оборудование, которое на жаргоне называют «ногами», а также запас топлива, расходуемого на приземление, полезная нагрузка уменьшается процентов на 30−40.
Но всех почему-то заворожили мощностные характеристики новой ракеты. Однако тут никакого прорыва не совершено. Falcon Heavy в этом отношении далеко до двух «старинных» ракет — американской и советской. При полетах на Луну в конце 60-х годов NASA использовало сверхтяжелую ракету «Сатурн-5». Ее высота на стартовой площадке превышала 100 метров, диаметр — 10 метров, а стартовый вес был равен без малого 3 тыс. тонн. Ракета выводила на НОО 141 тонну, на траекторию к Луне — 65,5 тонны.
Второе место среди гигантов занимает советская «Энергия», которая выводила в космос многоразовый корабль «Буран», приземлявшийся по-самолетному. В конце 80-х годов, перед самым развалом Советского Союза, она совершила два удачных полета. Длина ракеты — 60 метров, диаметр — 16 метров, стартовая масса — 2400 тонн. Была способна выводить на НОО 100 тонн.
Так что Falcon Heavy занимает почетное третье место. Но с большим отставанием, почти двукратным, от второго места.
И вот тут у французов возникает еще один вопрос, вполне естественный. Для чего нужна ракета Falcon Heavy? Точнее — нужны ли кому-то из заказчиков такие высокие ее мощностные характеристики, которые отличают ее от ныне существующих тяжелых ракет? Потому что и «Сатурн-5», и «Энергия» создавались под вполне конкретные космические программы — «завоевания» Луны (США) и обеспечение работы в космосе челнока двойного назначения «Буран» (СССР).
В настоящий момент в США свернута Лунная программа, а также программы полетов к другим планетам Солнечной системы. Остается только коммерческие пуски с целью выведения спутников на различные орбиты. И с этой задачей прекрасно справляются имеющиеся ракеты-«двадцатитонки». При этом постоянно происходит снижение массы спутников в связи с развитием технологий.
Однако у SpaceX своя программа, которую компания намеревается навязать NASA с целью получения финансирования. Алан Маск пропагандирует полет к Марсу в 2020 году. При этом спускаемый аппарат должен будет собрать образцы грунта, которые затем ракета Falcon Heavy доставит на Землю. Пока американское космическое агентство положительного ответа на это предложение не дает. Потому что американские марсоходы, оснащенные химической лабораторией, в должной степени исследовали грунты. Однако Маск предлагает заплатить ему совершенно смехотворные деньги. Он утверждает, что миссия обойдется в 400 млн. долларов, куда входит запуск ракеты стоимостью в 150 млн. (О ценовой политике Илона Маска мы поговорим ниже поподробнее).
Надо сказать, у Маска в изрядном количестве авантюрных проектов. Он собирается начать заселять Марс. То есть создать на Красной планете колонию. Причем, по космическим меркам, «буквально на днях». С 2020 года на Марс будет поставляться оборудование, необходимое для строительства базы. А в 2024 году начнутся пилотируемые полеты, и колония начнет заселяться. Проблема воздействия жесткой радиации на поселенцев Маска абсолютно не интересует.
При этом ракета и корабль будут использоваться многократно, с возвращением на Землю. Ракета уже получила название — BFR (Big Falcon Rocket). На НОО она должна выводить 550 тонн полезной нагрузки. Ее первый полет должен состояться в 2020 году.
Есть у Маска и проекты попроще. Например, в самом начале следующего десятилетия двух туристов посадят в корабль, который облетит Луну и вернется на Землю…
В общем, все это сильно напоминает проект обустройства Нью-Васюков.
Возникает и еще один вопрос: насколько реально заявления Маска о самой дешевой в мире стоимости запусков «Фальконов»? И вообще, — насколько прочен экономический базис компании SpaceX?
Бюджет компании складывается из целевых отчислений NASA на интересующие агентство программы. Так, SpaceX получила 2,6 млрд. долларов на реализацию пилотируемых полетов к МКС. (Эта программа не реализована). Из личного вклада миллиардера в размере 1 млрд. Из вложений частных инвесторов. И из продажи пусков ракет для вывода на орбиту спутников.
Каковы доли этих вложений в общую копилку определить невозможно, поскольку компания не публикует финансовых отчетов. Маск утверждает, что основные прибыли дают коммерческие пуски. Именно на эти деньги компания бурно развивается. В это можно было верить до 2017 года. Но финансовый директор Брет Джонсон вдруг проговорился в интервью Wall Street Journal о том, что по результатам 2016 SpaceX понесла убытки в размере 260 млн. долларов.
Американские СМИ призывают соотечественников готовиться к гиперинфляции
В связи с чем можно небезосновательно предположить, что Илон Маск занимается банальным демпингом, чтобы выдавить с рынка других игроков. И это ему в полной мере удается. Сейчас SpaceX владеют 45% рынка. Остальные 55% делят между собой 7 стран. На долю России приходится 15%. Столь печальный для России расклад получился из-за максимально возможно испорченной репутации — ракеты часто взрываются или улетают не туда, куда следует. А с ними погибают и доверенные Роскосмосу спутники.
Так вот, Маск установил цену на коммерческий пуск ракеты порядка 60 млн. долларов. Однако со «своих» — NASA и Пентагона — он берет уже более серьезные деньги — от 90 млн. до 100 млн. Роскосмос пытается сопротивляться: стоимость коммерческого пуска ракеты «Протон-М» сейчас от 60 млн. до 70 млн. Однако, репутация подмочена.
На что рассчитывает Маск, продавая пуски явно ниже себестоимости? Тут у него две статьи компенсации убытков. Одна традиционная — привлечение частных инвестиций под обещания в скором времени озолотить инвесторов. Именно поэтому компания SpaceX обещает в 2019 году выйти на еженедельный запуск ракет. А в следующем десятилетии выручка компании от одних лишь запусков ракет должна превысить 30 млрд. долларов. От таких заявлений можно запросто потерять голову и начинать максимально инвестировать в «светлое будущее». Для этого и проводятся шоу с отправкой автомобиля к Марсу.
Вторая статья — это использование механизмов рынка углеводородов. То есть Маск по сути продает фьючерсы, но не нефтяные, а космические. Компания заключила контрактов на запуски ракет на несколько лет вперед на 10 млрд. долларов. Ситуация довольно опасная для клиентов, поскольку все это очень похоже на ловлю рыбы в мутной воде в связи с закрытостью финансовой информации компании. И, судя по всему, Маск не намерен делать SpaceX публичной компанией, то есть проводить первичную продажу акций на бирже. Потому что тогда пришлось бы раскрыть все свои финансовые карты.