«Россия признает поражение в создании истребителя пятого поколения»
Россия приступила к созданию ракеты-носителя среднего класса «Союз-5». Об этом сообщил глава госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин. По его словам, новая ракета поможет отечественной космической отрасли «завоевать рынок коммерческих пусковых услуг».
«РКК „Энергия“, РКЦ „Прогресс“ и НПО „Энергомаш“ приступили к работе над созданием „Союза-5“. Затем начинаем работу по сверхтяжу», — написал Рогозин в своем Twitter.
Напомним: «Союза-5 — ракета нового поколения, на создание которой «Роскосмос» намерен выделить 61 млрд. рублей. Собирать ее будут в Самаре, в ракетном центре «Прогресс». К концу 2019 года должно быть завершено эскизное проектирование комплекса.
Как рассказывал первый замгенконструктора РКК «Энергия», главный конструктор средств выведения РКК «Энергия» Игорь Радугин, доставка космонавтов на «Союзе-5» по стоимости и безопасности не будет уступать американским пилотируемым миссиям, которые планируются на кораблях CST-100 Starliner разработки Boeing и Dragon Crew от Space-X Илона Маска.
С «Морского старта» «Союз-5» сможет выводить коммерческие телекоммуникационные аппараты. «При запусках с „Морского старта“ можно будет выводить на геостационарную орбиту спутники массой до 3,2 тонны. Это то, что сейчас нужно рынку. Falcon-9, Arian-62, Vulcan — уже существующие и будущие аналоги „Союза-5“ таких показателей не достигают», — пояснял Игорь Радугин.
«Россия признает поражение в создании истребителя пятого поколения»
Более того, в перспективе из первых ступеней «Союза-5» будет составлена ракета сверхтяжелого класса. Ее грузоподъемность — от 50 до 130 тонн. Для сравнения, Falcon Heavy, стартовавшая в США, поднимает 64 тонны. Задача российской сверхтяжелой ракеты — доставлять грузы для окололунной станции, для базы на Луне, а также выводить на орбиту модули корабля, который отправится к Марсу.
Сверхтяжелая ракета, по предварительным планам, получит универсальный стартовый комплекс, включая монтажно-испытательный корпус высотой 118 метров, зал испытаний с мостовым краном грузоподъемностью 100 тонн с высотой подъема крюка 105 метров, хранилище блоков ракет, монтажно-испытательный корпус космических аппаратов, такой же комплекс для пилотируемых космических кораблей. Общая площадь сооружений технического комплекса составит 94,6 тыс. кв. метров.
По расчетам Роскосмоса, создание сверхтяжелой ракеты и строительство под нее инфраструктуры на космодроме Восточный обойдется в 1,5 трлн. рублей.
Напротив, «Союз-5» должен быть самой экономичной российской ракетой. Здесь планируется использовать новейшие технологии. Так, часть деталей напечатают на 3D принтере. Двигатели новой ракеты — РД-171М — создавались еще для первой ступени ракеты «Энергия», но теперь их производство планируется удешевить. Первую ступень при этом будут возвращать на землю в управляемом режиме, что позволит сократить район ее предполагаемого падения — это дополнительная экономия.
В результате, по предварительным расчетам, пуск «Союза-5» будет обходиться примерно в $56 млн. против $62 млн. за аналогичный пуск у Маска.
Первый пуск «Союза-5» намечен на 2021 год. В 2022 году на этой ракете должен состояться первый полет нового пилотируемого корабля «Федерация». В 2024 году «Союз-5» должен доставить на «Федерации» первый экипаж к Международной космической станции, или к национальной российской станции.
Вернет ли «Союз-5» нам позиции лидера в космосе?
— Главная беда отечественной космической отрасли — отсутствие внятных целей развития, ради которых можно было бы сплотить страну и сделать рывок, как полвека назад, — считает научный сотрудник НИИЯФ МГУ, заместитель главного конструктора комплекса научной аппаратуры Василий Петров. — Сегодня нет сверхидеи, ради которой стоило бы не спать ночами. Сейчас более-менее понятно, куда двигаться с коммерческой точки зрения — есть рынок спутниковой навигации, систем космической связи, рынок дистанционного зондирования. Их и надо осваивать. Замечу, я говорю только о гражданской сфере, поскольку военные в космосе решают свои задачи.
Так вот, появление сверхтяжелой ракеты как раз завязано на идею. Если есть идея, под которую нужна такая ракета — «сверхтяж» будет создан. С инженерной точки зрения, здесь нет ничего принципиально не решаемого. В конце концов, у нас еще остались наработки по «Энергии», а также по другим проектам. Но пока внятная цель, под которую нужна сверхтяжелая ракета, не озвучена.
«СП»: — Нам говорят, такая ракета должна полететь на Марс, разве это не цель?
— Пока делаются намеки о полетах на Луну и Марс. Я бы не назвал это прямо задекларированной целью.
Поскольку сейчас Рогозин снова говорит о «сверхтяже» — не исключаю, что это увязывается с задачей, под которую ракета создается. Если так — мы об этой цели в ближайшее время, скорее всего, услышим.
«СП»: — Работы по «Союзу-5» активизированы после длительного перерыва?
— Работы, я бы сказал, продолжены — они шли практически непрерывно все последние годы. Надо понимать: если полностью закрыть какую-то тему, всего в течение года вы утратите большую часть наработок по ней. Просто потому, что разбегутся сотрудники, пропадет какая-то часть чертежей, будет частично демонтирована материальная база. По ракете среднего класса худо-бедно все это сохранялось.
«СП»: — Что представляет собой новая ракета?
— «Союз-5», на мой взгляд, будет очень похож на советскую двухступенчатую ракету-носитель среднего класса «Зенит». «Зенит», можно сказать, был последним писком ракетостроительной моды позднего Советского Союза. Это была тяжелая, весьма энергоэффективная ракета с хорошими «мозгами». Делалась она, понятно, на принципах советской кооперации, частично — на Украине. Но после распада СССР, и нарастания политических разногласий с Киевом, «Зенит» как готовое изделие практически был закрыт.
Тем не менее, значительная часть компонентов «Зенита» изготавливалась на территории России. Поэтому задача целиком «приземлить» производство этой ракеты в РФ, и попутно несколько модернизировать проект, выглядит вполне логично.
«СП»: — Насколько конкурентным будет «Союз-5»?
— Сейчас у российской космонавтики на рынке пусковых услуг есть серьезный конкурент в лице Илона Маска, который наступает нам на пятки. И надо понимать: конкурировать придется не только в цене пуска, но и в технологической цепочке в целом. В нее входят сжатые сроки создания носителя, скорость и качество предоставляемых услуг, начиная от первого звонка клиента. Плюс темпы модернизации отечественного ракетного комплекса.
Трудно сказать, как российская космическая отрасль покажет себя в этой конкурентной борьбе. Шансы на успех, я считаю, имеются. В конце концов, тот же Маск не скрывает, что начинал с изучения опыта советской школы ракетостроения.
С другой стороны, наша ракетно-космическая отрасль начиналась как военная, и сегодня продолжает оставаться по сути полувоенной. А это значит, если Родина прикажет — отрасль выполнит.
— «Союз-5» нацелен, прежде всего, на решение государственных задач — выведение на орбиту отечественных спутников, — отмечает гендиректор компании «Космокурс», один из разработчиков ракеты «Ангара» в ФГУП ГКНПЦ имени М.В. Хруничева Павел Пушкин. — Коммерческие запуски с его помощью — это из разряда «заодно повоюем». Если ракета действительно получится дешевой и хорошей, она поможет перераспределить рынок пусков в свою пользу России. Но здесь возможны и другие варианты — например, может резко вернуться «Протон», или даже «Ангара».
Из-за бурного строительства полуостров оказался на грани небывалой природной катастрофы
«СП»: — Планируется, что новая ракета станет основой для сверхтяжелой. Зачем нам «космический монстр» — строить на орбите национальную станцию вместо МКС?
— Мы можем без каких-либо технических проблем сделать свою национальную станцию. Но отечественная космонавтика прошла в направлении пилотируемых станций большой путь. И на мой взгляд, мы полностью исчерпали задачи, которые в свое время ставились для этих станций. Теперь нужны новые задачи — но какие именно, неясно.
«СП»: — Мы увидим обитаемую базу на Луне и полет к Марсу в обозримой перспективе?
— Сделать можно что угодно. Вопрос только в эффективности и нежности проекта. О том же полете к Марсу все говорят потому, что это — очередной шаг развития человечества. Думаю, мы увидим такой полет — лет через 20.
Космическая одиссея: Ученые: планета Х приблизилась к Земле и провоцирует природные катаклизмы
Новости науки:В NASA заявили, когда на Луне появится первое поселение людей