По оценкам экспертов, каждая смертная казнь предотвращает от 8 до 20 новых убийств
Для поддержания душевного равновесия в России предлагают создать целое ведомство. Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов, по информации RT, направил в правительство предложение о создании министерства психологического климата. Задачей его должно стать формирование «нормальной психологической обстановки в обществе».
Народного избранника беспокоит «зашкаливающий градус жестокости», который наблюдается в стране. Это и драки, и издевательства над инвалидами и стариками, и убийства, и семейные скандалы, и разборки на дорогах, и унижения школьников, снятые на видео и вложенные в интернет, и многое другое.
«Агрессия превращается в норму, и поведение взрослых с ужасающей точностью копируют дети», — отмечается в обращении.
По мнению депутата, ситуацию надо срочно менять, чтобы в будущем не превратиться в дикарей. И спасти ситуацию, видимо, должно министерство, которое будет исследовать и менять агрессивный фон, организовывать мероприятия, направленные на снижение культуры насилия. Например, уроки в школе или беседы с родителями. А горячая линия министерства будет оказывать психологическую помощь и даже направлять в специализированные клиники.
По оценкам экспертов, каждая смертная казнь предотвращает от 8 до 20 новых убийств
Все это хорошо, только непонятно: а зачем для этого создавать отдельное ведомство? За общественную безопасность отвечают правоохранительные органы, а воспитанием подрастающего поколения должны заниматься, прежде всего, родители. Так что, здесь каждому стоит посмотреть на себя.
Задача школы все-таки, в первую очередь, образование, хотя и воспитание никто не отменял. И учителя, как могут, пытаются прививать доброе и разумное.
Да и всевозможные психологические службы, как и психотерапевты, сейчас существуют в достаточном количестве. В столице, например, есть «Московская служба психологической помощи населению». Вот только, менталитет у нас такой, что к психоаналитику мало кто спешит.
Что касается Бориса Александровича, то ему, судя по всему, очень хочется стать создателем какого-нибудь министерства. Так, в феврале он уже выступал с идеей о Министерстве новых технологий и виртуальной реальности. А его коллега по ЛДПР и Госдуме Василий Власов предлагал создать министерство кадровой политики, чтобы, в частности, решить проблему спорных моментов в ходе выборов и подбирать людей, которых будут уважать в регионах.
Насколько же необходимо в нашей стране министерство психологического климата?
Президент Института региональных проектов и законодательства Борис Надеждин считает идею не жизнеспособной.
«Это лично дело каждого заниматься своим психологическим состоянием, может быть, еще членов семьи», — заявил он СП.
А вот директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов полагает, что депутат не до конца проработал вопрос, однако предложение заслуживает внимания.
— Это не вопрос (в нынешней конфигурации) российской исполнительной власти. Министерство психологического климата — это не совсем правильно. Должно быть федеральное агентство, потому что надзорные функции у нас отнесены к федеральным агентствам.
Необходимо создавать Федеральное агентство психологического климата. Таким образом, можно будет создать институт комиссаров. Эти комиссары будут отслеживать и контролировать психологическое состояние граждан по принципу работы ГИБДД. Смогут останавливать граждан и проверять с помощью, например, психологических или нейрофизиологических тестов психоэмоциональное состояние, определять, нужен ли поход к психотерапевту, а если все в порядке — отпускать людей.
Безусловно, это должна быть комплексная история. Должен быть омбудсмен по психологическому климату. У нас есть достаточно много известных психотерапевтов, которые могли бы выступить в этом качестве. Или это могла бы быть крупная общественная фигура, может быть даже из бывших бойцов: например, Николай Валуев, Федор Емельяненко.
В 204-ом указе президента про психологический климат и душевное равновесие граждан России ничего не сказано. Поэтому надо продумать и поставить вопрос об общественном совете по психологическому климату.
Кроме того, необходимо создать диалоговую площадку между всеми конфессиями, которые вместе с аппаратом омбудсмена будут заниматься этими вопросами.
Нужно посмотреть, какие показатели могут быть у министерств и ведомств по совершенствованию психологического климата. В первую очередь, это будет относиться к Министерствам просвещения, культуры, связи и массовым коммуникациям.
И учитывая, что сейчас государство в основном переходит к проектной деятельности, одним из нацпроектов должен быть проект по психологическому климату.
«СП»: — А не обернется это созданием очередной чиновничьей структуры, которая будет плодить оптимистичные отчеты и только?
— Дело в том, что, как раз в отличие от всех бюрократических структур, психологический климат и психологическое состояние граждан России — это абсолютно измеряемые величины. Здесь вопрос только в грамотной системе мониторинга. Измеряемость уровня агрессивности и уровня душевного равновесия граждан, конечно, должно быть комплексной историей.
«СП»: — И все-таки, нет опасения, что это превратится в очередную бюрократическую историю?
— Если это будет поднято на президентский уровень, и президент заявит, что психологическое состояние граждан — это ключевая государственная задача и будет найден руководитель, то этот проект полетит.
Директор психологического центра Людмила Полянова поддерживает идею в целом, хотя и не без оговорок.
— Как психолог-психоаналитик, кандидат социологических наук, который изучает явления в обществе, как родитель и гражданин, я считаю, что, безусловно, надо создавать системный подход к психологическому здоровью населения. Специалисты это делают, работая в разных сообществах.
В обществе сейчас, действительно, плохая психотическая обстановка, то есть очень взрывная: люди негативом дышат, малейший конфликт приводит к необратимым последствиям, которые не соответствуют причинам конфликта. Часто бывает, что нет повода для конфликта, а он возникает и заканчивается травматизмом, а иногда даже смертью.
Эдуард Лимонов об этапах большого пути Кокорина и Мамаева
Если мы говорим о детях, то ребенок, безусловно, воспитывается в семье. Этим, конечно, должны заниматься родители. Но кто занимается родителями?
Сегодняшние родители — это поколение, которым 25−35 лет. Последние годы формирования их личности были не самыми спокойными.
«СП»: — Но разве для этого нужно специальное министерство?
— Не хотелось бы, чтобы это превратилось в формальный подход, когда чиновники опять извлекают свою финансовую и функциональную выгоду. Поэтому я бы предложила обратиться к профессионалам, которые готовы безвозмездно оказать любую и консультационную, и организационную, и любую другую помощь, которая потребуется, потому что вопрос назрел.
Власть и закон: «Инвалиды» могут исчезнуть из российских законов
Новости Госдумы: В Госдуме предложили вместо пива на стадионах продавать медовуху