Эдуард Лимонов об этапах большого пути Кокорина и Мамаева
Молодые люди не знают основных фактов новейшей отечественной истории, считает министр культуры России Владимир Мединский. «Я работал в комиссии правительства по истории Второй мировой и много ездил по стране, общался с молодежью, со студентами, и увидел, что в России за 20 лет выросло поколение людей, которые абсолютно превратно представляют себе историю собственной страны. Они либо ничего не знают, или у них голова забита всякой чушью», — заявил министр во время презентации своей книги «Война — Мифы об СССР 1939−1945 годов» в Сербии.
По убеждению Мединского, нынешнее положение дел — результат неправильной подачи информации. «Источниками знаний для них являются голливудские фильмы, статьи в интернете и компьютерные игры», — сказал он. При этом министр отметил, что процесс деградации наблюдается не только в России, но и по всему миру.
С главой Минкульта сложно не согласиться. Многие социологические опросы и результаты экзаменов показывают, что молодежь действительно стала проявлять меньший интерес к получению знаний. Школьные учителя и преподаватели ВУЗов жалуются, что с каждым годом учить ребят и девушек становится всё сложнее, а общий кругозор у молодежи становится всё уже.
Эдуард Лимонов об этапах большого пути Кокорина и Мамаева
При том, что возможностей для получения знаний становится всё больше, просто в силу научно-технического прогресса. Если раньше человеку приходилось идти в библиотеку, искать по карточкам нужную книгу, а потом часами сидеть в читальном зале, чтобы выудить нужную информацию, сейчас можно прочитать любое количество альтернативных источников в смартфоне.
Профессор Московского городского педагогического университета, специалист по массовым коммуникациям Елена Борисова говорит, что снижение интереса к знаниям — это общемировой тренд:
— К сожалению, молодежь действительно стала меньше знать об отечественной истории. Возможно, Мединский несколько преувеличивает, но в целом он прав. Скажем, сейчас уже мало кто думает, что во Второй мировой победили американцы, это мнение доминировало в 1990-е, сейчас хоть этого нет. Или благополучно ушло убеждение, что Сталин первым хотел напасть на Гитлера. Но ведь новейшая история не исчерпывается Великой Отечественной войной, и относительно других периодов у людей весьма противоречивые представления. Они даже не ложные, а есть полное незнание фактов. Скажем, один мой 40-летний знакомый был у меня в гостях и сказал, что у моего старого дома, построенного в 1920-е, в 1937 году каждую ночь дежурили черные «воронки». На самом деле, никаких «воронков» старожилы не помнят, да и в архивах таких сведений нет.
Самое странное, что люди плохо знают даже о событиях 80−90-х годов прошлого века. Например, мало кто помнит про расстрел Верховного Совета в 1993-м. В лучшем случае у людей слились события 1991-го и 1993-го. Хотя, казалось бы, многие были свидетелями этих событий, но даже москвичи о них знают плохо.
«СП»: — Мединский винит в этом голливудские фильмы.
— Фильмы вроде «Штрафбат» и «Сволочи», которые полностью искажают историю Великой Отечественной, снимались отнюдь не в Голливуде, и относительно недавно. Вот такого рода художественные фильмы влияют на людей.
Существует такая вещь, как информационный шум. Узнать, что происходит с Мамаевым и Кокориным оказывается важнее, чем об отечественной истории. Хотя, спустя десять дней, не интересными становятся и футболисты. То есть, изменился способ восприятия действительности, когда одна информация мгновенно вытеснятся другой, и никому уже нет дела до того, что происходило в действительности. В лучшем случае, молодые люди готовы зазубрить исторические факты, чтобы сдать экзамен, при этом им самим неинтересно, что же было в действительности.
«СП»: — Сейчас существует много альтернативных источников информации, узнать необходимое стало намного проще, чем раньше.
— Альтернативные источники надо искать, а на поверхности оказываются вещи, в которых кто-то заинтересован. Например, в Википедии по делу Скрипалей висит версия, очень схожая с британской. Вообще, когда много разной информации, то люди перестают верить всему и даже перестают интересоваться. Уже неважно, как было на самом деле.
Изменилась культура потребления информации. Раньше люди думали, что чтение — лучшее учение, а знания — сила. Сейчас знания просто не нужны.
Кстати, это касается не только истории, но и других научных дисциплин. Я не думаю, что географию нынешняя молодежь знает лучше, чем историю. Представления нашей молодежи по географии стремительно приближаются к представлениям американской молодежи, которая знает только про столицу США, а флот можно посылать к берегам Белоруссии. Ценность знаний потеряна, потому что всё информационное поле заполняется «хайпом». Людям достаточно того, что можно ответить на экзамене и в своей компании.
У меня две взрослые внучки, они считаются самыми начитанными в своих коллективах. Но даже у них вижу безразличие к знаниям. Дети глупее не стали, их можно учить, но у них нет желания.
«СП»: — Почему?
— Произошла смена эпох. Сейчас модно быть с «чистым» сознанием. Мы видим торжество идеи постмодерна, когда как таковой правды нет, а есть разные версии. Но нынешние веяния эпохи не совместимы с прогрессом и даже элементарным выживанием.
В Госдуме предлагают создать специальное ведомство «душевного равновесия»
«СП»: — Можно ли изменить ситуацию?
— У нас сейчас складывается система образования, несколько похожая на американскую. Когда большинство лишены доступа к нормальным знаниям, но есть небольшое количество детей элиты, которые получают хорошее образование. У нас есть элитарные школы, где уровень несколько выше, чем в общеобразовательных учреждениях. Хотя и в них школьники мало знают из того, что не спрашивают на ЕГЭ.
На мой взгляд, это общемировой тренд. Но как изменить ситуацию? Мне кажется, что должна сработать угроза деградации. Без знаний человечеству элементарно не выжить. По-русски это звучит «пока гром не грянет — мужик не перекреститься». В других культурах есть аналогичные выражения. К людям должно прийти понимание, что без багажа знаний, как гуманитарных, так и технических, просто не выжить.
Хотелось бы, чтобы и наше руководство системой образования задумалось над проблемой. Образование у нас воспринимается как некий объем знаний, и по той же истории детям рассказывают больше, чем два поколения назад. Но мало кто задумывается над тем, сложится ли вся полученная информация в какую-то целостную картину. Раньше даже те, кто шел в ПТУ, знал про Куликовскую битву, а сейчас о ней не ведают даже те, кто поступает в университет.
Проблемы национальной политики: Путин рассказал, какой он националист