Как правильно трактовать закон о добровольном отказе от депутатских надбавок
Коррупция в Крыму достигла таких масштабов, что главе республики Сергею Аксёнову приходится жертвовать собственные деньги на разоблачение казнокрадов.
«Я предоставлял ФСБ личные средства, это были 2 миллиона рублей, чтобы проверить крымских чиновников на предмет коррупции. Деньги передавались через посредников. Сейчас я обратился к директору Федеральной службы безопасности Александру Васильевичу Бортникову, чтобы эти деньги мне вернули поскорее, — приводит слова Аксенова ТАСС.
О масштабах коррупции в Крыму говорят некоторые фамилии. На прошлой неделе Басманный суд Москвы арестовал до середины декабря вице-премьера правительства Крыма Виталия Нахлупина, его обвиняют в получении взятки. Также под суд попали бывший и.о. замминистра транспорта Валентин Дукорский и первый заместитель главы комитета по конкурентной политике Крыма Ярослав Сливка, их тоже подозревают в получении крупных взяток.
Как правильно трактовать закон о добровольном отказе от депутатских надбавок
Наиболее громким было дело другого вице-премьера республики Олега Казурина. Его задержали в аэропорту Симферополя в феврале 2017 года. Чиновника обвинили в получении взятки в размере 27 миллионов рублей за то, что способствовал получению контракта одной строительной фирме на деньги федеральной целевой программы. В ходе следствия выяснилось, что Казурин также совершал мошеннические действия и отмывал средства. По приговору суда бывший вице-премьер получил 11,5 лет колонии строгого режима и штраф в 56 миллионов рублей.
На фоне уже оглашенного приговора Казурину задержание Нахлупина можно трактовать как отсутствие страха у крымских чиновников перед разоблачением. Значит, мало, кто из них поверил, что бороться с коррупцией государство намерено всерьез.
Другая проблема — подбор кадров. Недавно Сергей Аксенов назначил своим указом нового министра транспорта республики. Беда в том, что назначенный министром бывший председатель комитета дорожного хозяйства Сергей Карпов уже седьмой человек на этой должности за последние четыре года, работу предыдущих признали неудовлетворительной.
В коррупционных скандалах есть ещё один аспект. Высокопоставленные чиновники в Крыму начинали работать еще при Украине, а сейчас на словах клянутся в верности России. В своей риторике они поддерживают Крымскую весну, рассуждают о патриотизме, но потом оказывается, что новый статус Крыма воспринимают исключительно как дополнительную возможность для личного обогащения. Это вызывает недоверие в обществе к власти в Москве. Например, упомянутый уже Виталий Нахлупин, в отличие от многих своих коллег, не уехал на Украину после 2014 года, а даже избрался в новый парламент региона уже по российским законам и везде говорил о «русском мире».
Крымский журналист Сергей Кулик говорит, что уровень коррупции в Крыму мог вырасти после присоединения к России, однако в этом виноваты не только местные чиновники:
— Уровень коррупции в Крыму был и раньше немаленький. Среди причин этого я вижу, что в Крым после 2014 года попали случайные люди. Хотя виноваты и те, кто ранее работал в украинских структурах, они привыкли к взяткам. А привычка — вторая натура.
«СП»: — Зачем Аксёнову надо было давать свои личные деньги на взятки?
— Я об этом не говорил с Сергеем Валерьевичем, поэтому ничего сказать не могу. Звучит, конечно, это очень странно.
«СП»: — Получается, что чиновники в Крыму продолжают старую практику, они не чувствуют, что теперь работают в России?
— Коррупция сейчас касается, в основном, федеральных целевых программ. Воруют на строительстве дорог, но таких чиновников ищут, их увольняют. Но надо отметить, что многие коррупционеры приехали с материка.
«СП»: — Коррупции стало больше после присоединения Крыма к России?
— Украина почти не вкладывала деньги в полуостров. Сейчас у чиновников появился доступ к средствам, которые идут на масштабные проекты. И вот в эти программы чиновники запускают руки.
При Украине коррупция касалась, в основном, земельных вопросов, скажем, на южном берегу Крыма. Например, чиновник договаривался с председателем местного сельсовета и переводил землю пансионата или диспансера под строительство гаражей. На следующий день чиновник уже получал членство в этом гаражном кооперативе. А сейчас в полуостров вкладываются большие средства, и коррупционерам есть, где разгуляться. Но, подчеркну, не всегда виноваты местные, воруют и приехавшие управленцы.
Своими впечатлениями с СП поделился московский журналист Андрей Николаев, который недавно около года занимался расследованиями в Крыму:
— Мне сложно говорить о том, что происходит сейчас, но в 2016 году, когда я работал в Крыму, коррупция была просто чудовищная. Там работали практически все чиновники, которые были при Украине. Они еще тогда привыкли работать в таком ключе и захотели продолжить практику, когда полуостров уже стал российским. Чтобы как-то изменить ситуацию, в Крым привозили целыми толпами чиновников с материка. Но они попадали в крымскую реальность, многие из них становились такими же, как и местные «парни».
Министр труда Топилин похвастался зарплатами, которые раньше нам и не снились
Я знаю, что Аксёнов пытался буквально «шашкой рубить» всю эту коррупцию. То, что я сейчас узнал про личные деньги главы республики, которые шли на разоблачение казнокрадов, выглядит очень странным. Но в то же время я абсолютно не удивлен, так как ситуация на полуострове действительно очень сложная.
У меня, когда я там работал, было ощущение, что крымские чиновники будто думали, что раз они проголосовали за воссоединение с Россией, то теперь у них есть некий карт-бланш.
Туда ездит огромное количество специалистов МВД, ФСБ, Следственного комитета, чтобы исправить положение дел. Не могу судить о том, насколько у них это получается. Однако недавно арестовали Нахлупина, и это очень символично. Это персонаж, который много лет сидел на должности. Он работал при Украине, он получил пост при России. На него было очень много компромата, о котором знали все более-менее посвященные в крымские дела люди. Журналисты знали, что за Нахлупиным много чего может числиться. Но он, тем не менее, казался просто непотопляемым. Все журналисты, с которыми я говорил, утверждали, что он будет делать карьеру дальше, возможно, на самом верху российской власти. Его сейчас арестовали, и лично для меня это симптом, что с коррупцией начали бороться всерьез. Значит, борьба с казнокрадами дает какой-то результат.
Крым российский: Путин: Севастополь юридически всегда был в составе России
Новости Украины: На Украине продолжают ждать разрушения Крымского моста