Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Бизнес в России
21 января 2019 13:06

От «токсичных» миллиардов Россия просто так не откажется

«Вредная еда» как пробивала, так и будет пробивать путь к покупателям

7364

Доля поддельных продуктов на прилавках неуклонно растет, а власти по-прежнему предпринимают лишь вялые усилия бороться с фальсификатом. Поставить заслон проникновению «вредной еды» теперь собираются сами бизнесмены — владельцы торговых сетей. Однако эксперты в искренности их решимости сильно сомневаются.

«Сговор» ради покупателя?

Пожалуй, мало кто из потребителей знает, что еще в 2012 году представители крупнейших торговых сетей России подписали «Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров» (КДП).

Этот документ предусматривал отказ участников рынка ритейла от нечестных схем, правда, в основном они касались ценообразования. Скажем, в случае решения повысить отпускную цену товара производитель обязан уведомить об этом магазин за 30 суток. В свою очередь, магазины больше не вправе штрафовать поставщиков за изменение цены. При этом конфликты поставщиков и ритейлеров должны решаться без привлечения органов власти.

Кодекс-то подписали, но количество скандалов на продовольственном рынке практически не уменьшалось. Скажем, согласно результатам опроса ВЦИОМ, россияне все чаще отмечали снижение качества продуктов в магазинах: если в ноябре 2014 года на это обращали внимание 8% опрошенных, то в январе 2017 года — уже 20% (при этом лишь 5% заявляли о том, что качество продуктов на прилавках улучшилось).

Читайте также
У правительства нет денег на серьезную поддержку ипотеки К концу года инфляция лишит россиян последней возможности купить жилье

О чрезвычайно высокой доле фальсификата заявляли и контролирующие органы: так, еще в конце 2018 года в кулуарах Международного молочного форума руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что доля поддельных продуктов (в том числе контрафакта и фальсификата) на российском рынке достигает 20%. Наиболее велика доля подделок, разумеется, в сегменте молочной продукции.

Проведенные в прошлом году (по поручению Аркадия Дворковича, тогда еще вице-премьера) проверки установили: производители массово фальсифицируют кефир, сливочное масло, жирный творог. Вариантов два. Первый — животные жиры либо подменяются растительными (рафинированным или гидрогенизированным пальмовым маслом). Второй — используется заведомо некачественное молоко (а его жирность завышается за счет загустителей).

Проблема с фальсификацией продуктов заботила, кажется, всех — покупателей, экспертов, ученых… Но никак не торговые сети, которые продолжали как ни в чем ни бывало продавать отраву, зарабатывая огромный бакшиш. И вот теперь, похоже, они наконец-то договорились подобную практику прекратить.

Отравители заплатят миллион

Суть изменений, которые вносятся в «Кодекс добросовестных практик», такова. Подписавшие документ торговые сети (это «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Ашан», «Дикси» и другие) обязались не работать с партнерами, которые производят небезопасные, контрафактные и фальсифицированные товары.

«Черный список» поставщиков будет формироваться на основе данных государственных контролирующих органов (Роспотребнадзор, Россельхознадзор") и мониторинговых организаций («Росконтроль», «Роскачество»). Если у торговой сети заключен договор с таким поставщиком, то после обнаружения нарушений в его работе контракт не будет продлеваться.

Но достаточно ли будет этого?

В свою очередь, и государство пытается наращивать усилия по борьбе с фальсификатом (видимо, не особо полагаясь на то, что производители и продавцы сумеют договориться). Скажем, еще в 2016 году Роспотребнадзор анонсировал изменения в ст. 14.7 («Обман потребителей») Кодекса об административных правонарушениях (КоАП): за фальсификацию продуктов питания будут строго наказывать.

Правда, от идеи до готового законопроекта прошло целых два года — лишь в октябре 2018 года Роспотребнадзор внес на рассмотрение в правительство пакет поправок к КоАП. Наказание, в частности, предусматривает, конфискацию оборудования и сырья, из которого изготавливали фальсификат. Но документ все еще не принят!

Читайте также
Возможен ли беспроблемный «автомат» на подержанной машине Выбираем надежную АКПП для автомобиля «второй свежести»

Зато 11 января, наконец, вступили в силу долгожданные изменения к техническому регламенту Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». Отныне производители обязаны указывать на упаковке (на лицевой стороне и шрифтом не менее 3 миллиметров!), что их продукт изготовлен с использованием растительных жиров. Соответственно, меняется и само название, которое теперь звучит так: «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира».

Производители, которые по-прежнему будут вводить покупателя в заблуждение, могут попасть на штраф в размере до 1 млн. рублей.

Кодекс соблюдают не все и не всегда

Эксперт «Свободной прессы», руководитель уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Александр Иноядов смотрит на инициативу ритейлеров с сомнением:

— Проблема с контрафактом сейчас стоит довольно остро, и только с помощью саморегулирования отрасли ее не решить, хотя и позитивное влияние это также окажет. Конечно, торговые сети дорожат своей репутацией, поэтому им невыгодно провоцировать санкции со стороны отраслевых ассоциаций.

С другой стороны, для применения этих санкций необходимо установить факт нарушения, а сделать это довольно сложно. Поэтому пока без государственного регулирования в этой области не обойтись, соглашения же могут выступать только как дополнительное средство борьбы с контрафактом.

Кодекс добросовестных практик как некий свод правил для отрасли — документ важный, но в настоящих условиях делать на него слишком большие ставки не стоит, так как соблюдают его все-таки не все и не всегда.

Согласен с Иноядовым и первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павел Сигал:

— В целом сложно будет защитить граждан от низкокачественной и опасной продукции без помощи государства, так как такая продукция значительно ниже стоит, а значит, можно экономить, поэтому многие, но не все сети могут пойти на сокрытие информацию о сотрудничестве с такими поставщиками. В целом же, и, скажем так, честные поставщики зачастую используют низкокачественные ингредиенты, так как им позволено удешевлять стоимость продукции любыми способами. Так что без изменения в законодательстве эту проблему будет решить крайне сложно.


Новости регионов: В Вологодской области начали продавать яйца поштучно

Бизнес в России: Эксперт назвал профессии, которые могут исчезнуть совсем скоро

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня