Украина собралась стать полноценной космической державой с собственными космодромами. Причем, разговоры ведутся о строительстве сразу двух — плавучего и наземного.
О том, что у «незалежной» скоро появится первая плавучая платформа для запуска ракет, рассказал гендиректор ГП «Южмаш» Сергей Войт.
В интервью агентству «Укринформ» он посетовал на отсутствие в стране собственного космодрома, в то время как его предприятие «специализируется на ракетостроении и осуществляет внешнеэкономическую деятельность с 23 странами».
В общем, сказал, что космодрому — быть! Что к реализации проекта привлекут Херсонский завод «Паллада» (бывший Херсонский судостроительный завод Минобороны СССР), который специализируется на изготовлении плавучих доков. Там якобы уже заявили о готовности к сотрудничеству в данном вопросе.
О чем глава «Южмаша» умолчал, так это о сроках — когда будет создана площадка для запуска космических ракет. И откуда именно предполагается осуществлять пуски.
В то же самое время в Youtube появляется видеоролик украинского КБ «Южное», где речь идет уже о возможности размещения на территории Украины наземного стартового комплекса. И здесь координаты обозначены четко: 46,63 градуса северной широты, 32,03 восточной долготы, Херсонская область на границе с Николаевской, берег Днепровско-Бугского лимана Черного моря недалеко от села Александровка Белозерского района.
Запускать с этой точки планируют ракеты легкого класса «Циклон-1М», траектория полета которых (согласно видео) будет проходить над Черным морем западнее Крыма и над Турцией. Первая ступень и головной обтекатель ракеты будут падать в Средиземном море.
Вот такое планов громадье… Вопрос, насколько эти планы реализуемы?
— С Войтом я знаком лично с 2007 года, когда он еще был заместителем гендиректора завода. И уже тогда компетенции «Южмаша» во многом были на бумаге, а не в металле, — комментирует ситуацию президент Фонда поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание» Алексей Анпилогов. — Самый наглядный пример, это печальная эпопея с ракетой «Циклон-4», которую хотели запускать вместе с Бразилией. Создали совместное предприятие «Алкантара-Циклон-Спейс», космодром Алкантара строили — через двенадцать лет все это просто умерло.
Потом они заявили, что строят космодром с Канадой — опять-таки под этот многострадальный «Циклон-4». Но тоже все закончилось ничем. Уже больше года, по-моему, прошло с момента, как они объявили о совместном с канадцами проекте по созданию в районе Ньюфаундленда космодрома — все опять оказалось исключительно декларациями.
Такая же ситуация и с Европейским космическим агентством.
Единственное, где получается, — здесь без дураков — это с КНДР. Достаточно вспомнить, как пранкеры Вован и Лексус дозвонились Войте, и он на голубом глазу фактически признал, что они передали КНДР технологию производства ракетных двигателей для межконтинентальных баллистических ракет. Причем, это сделали под контролем СБУ. И, скорей всего, с самого их живейшего одобрения, и за немалые деньги.
По поводу «Циклона-4» стоит еще сказать, что сейчас у них не просто нет полного комплекта чертежей для производства ракеты, у них нет оборудования, оснастки и специалистов — вот что самое главное. Людей нет, которые могут собрать современную ракету.
«СП»: — С канадцами и бразильцами не срослось по этой причине?
— Канадцы забраковали этот проект потому, что ракеты до сих пор летают на токсичном топливе. В России создают сейчас чистые носители — на керосине, а Украина не обладает технологией производства керосиновых двигателей, тем более, водородных. Никаких замен для так называемого несимметричного диметилгидразина — т.е. токсичного топлива — у них нет.
И если брать проблему в комплексе, то, конечно, запуски таких ракет над Черным морем, категорически неприемлемы даже с экологической точки зрения. Когда в казахстанской степи все это падало, было неприятно. Но если это упадет, скажем, на северном побережье Турции, возле Батуми или Сочи, это будет полная катастрофа. Эта дрянь очень токсичная.
Это Советский Союз мог себе позволить, выковывая щит Родины, запускать ракеты на токсичном топливе — они все равно в один конец летели, как говорится, на условного противника.
Сейчас это, с моей точки зрения, конечно, авантюра.
«СП»: — А что касается возможностей «Паллады»… Могут там создать такой плавающий космодром?
— Надо себе представлять, что такое вообще плавучий космодром. Это целое инженерное сооружение немаленького размера. Если взять, скажем, «Морской старт» (единственная в мире пусковая платформа — прим.), то в основе там было два судна, которые построила норвежская машиностроительная компания Aker Kvaerner. По большому счету, это вообще был шедевр инженерного искусства с точки зрения технологического насыщения, состоящий из пусковой платформы Odyssey и судна снабжения с центром управления запусками.
Так вот, чтоб вы понимали, платформа Odyssey имеет водоизмещение порядка 50 тысяч тонн. Это — хороший танкер, скажем так. А максимальные доки, которые строили на «Палладе» последние десять лет, это около семи тысяч тонн. Разница не просто в разы, а на порядок.
Украине надо в десять раз большую построить морскую платформу, чтобы запускать ракеты класса «Циклон-1» или «Циклон-4» — это все, в принципе, ракеты с массой около 200 тонн. Собственно говоря, это немного переделанная для гражданских условий известная баллистическая ракета «Сатана».
Поэтому у «Паллады» тоже сейчас нет компетенций построить столь крупный док. И это я еще не подошел к вопросу денег…
«СП»: — Главный вопрос, конечно, где их взять, поскольку траты предстоят колоссальные?
— Давайте вернемся к тому же самому «Морскому старту», потому что для «Южмаша» и КБ «Южный» это была вершина их международного сотрудничества, когда они, действительно, свои ракетоносители смогли предоставить в очень интересный проект.
Но в этом проекте КБ «Южное» и «Южмаш» тогда имели порядка 15%. Основное финансирование обеспечивал «Боинг» — т.е. американцы. Еще 25% - российская корпорация «Энергия», потому что практически все ракеты, которые стартовали с этой платформы, были с российской начинкой (вот еще в чем проблема). И 20% имели норвежцы, которые сделали все эти платформы. Украинского капитала там было с гулькин нос. И он был в основном в натуральной форме — продавали, по сути, то, что на «Южмаше» сделал Советский Союз.
Поэтому, я думаю, ни у «Паллады», ни у «Южмаша», ни в целом у Украины сейчас нет достаточных компетенций, чтобы создать свой собственный космодром. Тем более в таких условиях, как это задекларировано — в Херсонской области, или чтобы плавал в Черном море там.
«СП»: — Поясните.
— Украина, если так разобраться, это для Москвы юг. А для всего Земного шара, это северная страна. Соответственно, энергетика этих всех пусков будет плохая.
С точки зрения физики, самые выгодные запуски с экватора — можно поднять той же самой ракетой больший вес, и забросить на удобные орбиты. Потому что сейчас большинство коммерческих запусков — это геостационарная орбита, а она экваториальная.
Соответственно, чем дальше космодром на север, тем хуже энергетика ракеты. И поэтому, конечно, старты с Черного моря — скажем, с 47 северной широты — это не то, что с мыса Канаверал. Или Европейского стартового центра в Гайане в Южной Америке, который возле экватора. Или, тем более, с платформы Odyssey, которая вообще четко стояла на экваторе в Тихом океане возле островов Рождества.
Поэтому, я думаю, что Сергей Войт просто хочет каким-то образом вернуть интерес к «Южмашу». Но сейчас это сделать практически невозможно.
«СП»: — Невозможно, почему?
— Потому что по совершенно близорукому и преступному, я бы сказал, решению Порошенко было прекращено полностью военно-техническое сотрудничество Украины с Российской Федерацией. А практически всё у Украины в этой сфере базировалось на российских компонентах, как в «Зените» и «Циклоне». Рынок сбыта в РФ, заказчики… Теперь, понятно, ничего этого нет. Но есть много амбиций, которые по факту больше похожи на мечтания.
Новости Франции:Ручка и автограф Юрия Гагарина выставлены на аукцион
Новости Казахстана: Байконур превращается в «пасынка» российской космонавтики