Сотни тысяч людей имеют право на дополнительные пенсионные выплаты за неучтенный рабочий стаж, однако большинство об этом даже не догадывается. В основном это касается жителей регионов, где расположено много вредных производств. Об этом сообщил порталу URA.ru депутат Государственной Думы Дмитрий Ионин.
О положенных выплатах многие пенсионеры узнали после того, как один из жителей Свердловской области отсудил у Пенсионного фонда России 370 тысяч перерасчета пенсии за 12 лет, которые он проработал на Крайнем Севере по второму списку вредности (виды деятельности с тяжелыми рабочими условиями).
По словам парламентария, особенно остро эта проблема стоит в таких регионах как Свердловская область, где много вредных производств. Речь идет о крупных металлургических предприятиях, шахтах, а также предприятиях военно-промышленного комплекса.
«С 2015 года к нам обратилось более пяти тысяч человек, в основном, из Нижнего Тагила, где ведется прием таких граждан», — сообщил народный избранник.
Он отметил, что только в Свердловской области людей с неучтенным стажем сотни тысяч. А подобные примеры, хотя и с меньшими суммами, были и раньше. Однако после истории со свердловским пенсионером отмечается всплеск обращений о помощи в перерасчете пенсий. Проблема, по его словам, в том, что доплаты положены, но «носят заявительный характер».
«То есть бабушки и дедушки, отгорбатившись на предприятиях, должны потом следить за новинками законодательства — просматривать систему „Консультант +“ или покупать „Российскую газету“. Это бред», — возмущен Дмитрий Ионин.
Дополнительные проблемы, по его мнению, создает и некомпетентность специалистов ПФР, которые уверяют людей, что пенсия «рассчитана нормально».
Парламентарий также уточнил, что на прибавки к пенсии могут рассчитывать и другие люди. Например, женщины, находившиеся в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком, жены военных, проследовавшие вместе с супругом к месту несения службы, или те, кто ухаживал за инвалидами.
Как рассказал депутат, в Госдуму вносился законопроект, который обязывал наделить отдельное ведомство правом проведения проверок начисления пенсии. Более того, его не отклонили, а поступили хитрее.
«Нужен был отзыв из правительства, который не пришел в установленный срок, но мы будем предлагать и дальше», — заверил он.
Как заявил изданию независимый эксперт по социальным вопросам, д.э.н. Алексей Гудков, информации о реальном количестве людей, имеющих право на дополнительные выплаты, нет. При это он отметил, что бюджет Пенсионного фонда «крайне напряжен», а потому есть «устные просьбы его экономить».
Как пояснил «СП» заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, к.э.н. Владимир Назаров, проблемы, как правило, возникают с расчетом стажа до 2002 года.
«Если человек говорит о том, что у него был стаж, который не учли, то доказывание возлагается на человека, если Пенсионный фонд не обладает этой информацией. Тогда заявитель должен обращаться по месту работы, собирать справки и так далее. Полная информация у ПФР есть с 2002 года, а до этого сведения неполные, хотя тоже имеют достаточную глубину.
Не думаю, что речь идет о сотнях тысяч людей, но, наверное, по тысячам людей информация неполная, в том числе по «советскому» стажу.
«СП»: — Может, необходимо создать структуру, которая будет контролировать правильность начисления пенсии, как это предлагали некоторые депутаты?
— Мне кажется, этого точно делать не надо. Чего-чего, а структур у нас более, чем достаточно. Есть прокуратура, Счетная палата, другие контролирующие органы, которые по заявлению граждан могут устроить проверку Пенсионного фонда.
В свою очередь, адвокат Дмитрий Аграновский в беседе с «СП» заметил, что даже через суды не всегда можно доказать свое право на получение пенсии.
— Я вспоминаю историю, которая произошла несколько лет назад и касалась пенсий по так называемому «горячему стажу». Самое удивительное было то, что часть пенсионеров в судебном порядке умудрились дела выиграть и получить повышенные пенсии, а другой части точно таких же пенсионеров не стали повышать эти пенсии, так как практика изменилась.
Они работали рядом, за соседними станками, но когда одни выиграли в суде, видимо, кто-то решил, что это слишком большие выплаты будут в масштабах страны и срочно изменили законодательство. На пенсионерах стремятся сэкономить.
«СП»: — Граждане не могут разбираться в нюансах законодательства, а специалисты ПФР, видимо, не считают нужным его разъяснять и учитывать. Здесь нет нарушения законодательства?
— Это очень сложный вопрос — нарушают или нет. Пенсионное законодательство — избирательное, самое запутанное у нас. Я думаю, это делается умышленно, чтобы люди не могли в нем разобраться, и можно было манипулировать: и так посчитать, и этак. А в результате государство просто на нас экономит.
«СП»: — Одна надежда на суд?
— Далеко не факт, что что-то выйдет. Суды, как правило, принимают сторону государственных органов. Я считаю, что это такая концепция государства: его ни с какой стороны нельзя назвать социальным. Это государство крупной олигархии.
«СП»: — Значит, шансов у пенсионеров очень мало?
— Если они не будут пытаться отстоять свои права, то шансов вообще ноль. А если будут проявлять активность — ходить на выборы, на митинги, подавать иски в суды, все-таки чего-то можно и добиться.
«СП»: — Может, депутатам, как стоит проявить активность и внести изменение в законодательство?
— Я не надеюсь ни на каких депутатов, кроме КПРФ. Они могут выдвинуть инициативу, но у них и нет большинства. Пока конституционное большинство принадлежит одной партии, даже не буду её называть, ничего сделать нельзя. А эта партия тоже жестко ассоциируется с крупным капиталом.
Новости социальной политики: Депутат сравнил пенсионную реформу с ездой по встречной полосе
Пенсионная система: Пенсионная реформа-2024: Молодежь останется без работы и взбунтуется