Штрафы за русскую речь на частных предприятиях, запрет на образование на родном языке и органы языкового контроля — это далеко не полный список новшеств, введенных Верховной Радой Украины…
После длительных обсуждений, прений и скандалов украинский парламент таки принял 25 апреля закон «Об обеспечении функционирования украинского языка, как государственного», получивший известность в прессе и экспертном сообществе, как «закон о тотальной украинизации».
Документ еще на стадии подготовки стал одним из ключевых элементов предвыборной кампании Петра Порошенко, опиравшегося на «трумвират» из языка, армии и томоса. После того, как избирательная гонка закончилась, часть политологов и журналистов предположили, что скандальный законопроект могут тихонько спустить на тормозах. Но не тут-то было. Верховная Рада документ поддержала, причем с огромным «запасом» по голосам, внеся в него лишь косметические изменения, которые толком не смягчили его общий радикальный тон.
Говоря о законе, следует сразу сделать важную оговорку. По данным одной из самых влиятельных социологических служб в мире — Института Гэллапа, 83% жителей Украины предпочитают использовать в повседневном общении русский язык (скорее всего, здесь, помимо, собственно, русского, имелись в виду также различные «суржиковые» вариации на его базе). По результатам исследования, проведенного в начале 2000-х фондом «Общественное мнение», русским языком на Украине предпочитали пользоваться 75% населения (украинский явно преобладал в сельской местности, русский — в городах).
Правда, ряд украинских социологических служб показывают несколько другие данные (по их информации, русский считают родным 30%-40% жителей «незалежной»), однако ученые давно объяснили такой странный разброс данных. В стране проживает значительная прослойка населения, представители которой используют дома русский язык, но формально называют украинский «родным», поскольку считают себя «украинцами» или «гражданами Украины». Самое забавное заключается в том, что многие из подобных «носителей» свободно общаться на украинском не могут.
Если с социологами еще кто-то может поспорить, то с айтишниками — дискутировать сложнее. Так, 76% пользователей Google с территории Украины делают свои запросы именно на русском языке. По данным крупнейшего на Украине финансового учреждения — «Приватбанка» — абсолютное большинство его клиентов при обслуживании в банкоматах также выбирают русский, а 65% из них до недавних пор пользовались исключительности российскими почтовыми сервисами, не предусматривающими украинского интерфейса…
Таким образом, украинский язык на Украине не является средством бытовых коммуникаций. Это — чистая политика, и ничего более. Но теперь игры закончены. Тех, кто будет пренебрегать виртуальной мовой, через пару месяцев ожидают ощутимые денежные штрафы. А критиков языковой политики государства и сторонников официального двуязычия — даже длительные сроки тюремного заключения.
Итак, за что именно проголосовала Верховная Рада?
Украинский стал обязательным для высшего, среднего, дошкольного и внешкольного образования. При образовании в младших классах возможны отдельные временные послабления для национальных меньшинств, говорящих на «языках Европейского союза». Так, украинские депутаты «подсластили пилюлю» венграм, полякам и румынам. Русский же в образовательной сфере попадает под полный и тотальный запрет.
Львиная доля населения страны будет лишена возможности учить своих детей на родном (или, если кому-то так больше нравится, «домашнем») языке. Принципиальное исключение в законе сделано только для крымских татар — но это просто «бумажный» реверанс. Крым ушел, и мест компактного проживания крымско-татарского народа на территории Украины де-факто практически не осталось. К 2030 году выпускное тестирование из школ в «незалежной» должно будет проводиться исключительно на украинском. Это означает, что через 10 лет представители нацменьшинств, не освоившие украинский до уровня родного, не смогут даже получить школьный аттестат.
Любые культурно-массовые мероприятия на территории Украины можно будет проводить теперь только на украинском языке. О народных гуляниях в Закарпатье или Бессарабии можно теперь вообще забыть. Если русскоязычное население Харькова или Одессы украинский хотя бы с грехом пополам понимает, то венгры, болгары, гагаузы и румыны говорят на своих национальных языках, русский используют для межнационального общения, а украинский в своей массе не знают вообще. Причем предъявлять им претензии в духе «чемодан-вокзал» — глупо, ведь они живут на землях, которые их предки населяли столетиями.
Отдельный «законодательный перл» касается драматургии. Национальные театральные выступления теперь должны сопровождаться «субтитрами» на украинском. Технически представить себе это сложно. Что, специально назначенные люди во время спектакля будут бегать перед сценой с картонками? В общем, русских пьес и итальянской оперы для Украины больше не существует. Вместо Фигаро женить теперь будут «Грыцька»…
Жестокий удар наносится по книгопечатанию и прессе. Тиражи на других языках не могут быть больше тиража на украинском языке. А ведь на русском еще в 2018 году на Украине печатались 61% газет и 64% журналов (и это притом, что украинская пропагандистская продукция субсидируется из бюджета, в «рыночных» условиях процент был бы другой). Это, кстати, еще одно яркое свидетельство того, какой язык население Украины считает родным. Однако теперь, все русскоязычные издания формально будут обязаны «допечатывать» еще один тираж на украинском языке. Уходить он будет, естественно, в мусорку, так как покупать его люди не станут. Ни о какой рентабельности издательской деятельности после этого говорить не приходится. Газеты и журналы просто закроются.
На «мову» должны быть переведены и сайты, находящиеся в украинском сегменте интернета. Русский и английский языки будут разрешены, как вспомогательные, а вот в автоматической загрузке должна будет стоять именно укроверсия веб-ресурсов. Это тоже приведет к катастрофе, так как, согласно исследованиям IT-компаний, порядка 60%-65% всех украинских сетевых ресурсов существуют сегодня исключительно в русскоязычном виде.
Квота на украинский язык на телевидении и в радиовещании пока сохранена на уровне 75%.
Исключительно украиноязычной становится теперь вся сфера обслуживания — от парикмахерских, автомоек, гастрономов и кафе до интернет-магазинов. Ситуация откровенно безумная — если официант даже в месте компактного проживания русскоязычного, венгерского или румынского населения поздоровается с клиентом на родном языке, его ждут за это жестокие санкции…
Кроме того, в законе есть указания на то, что украинский язык должны использовать в своей работе предприятия всех форм собственности. Не на украинском можно будет общаться только с иностранцами и лицами без гражданства.
На украинский язык полностью переводится медицинское обслуживание. Другие языки могут в виде исключения использоваться при общении в случае согласия обеих сторон, однако документы все равно будут заполняться только на «мове».
Согласно закону, на Украине будут созданы два новых «карательных» органа: Национальная комиссия по стандартам украинского языка и секретариат Уполномоченного по защите государственного языка. Первый будет определять «необходимый уровень» владения украинским языком в той или сфере, а второй — наказывать «иноязыких».
Медики, педагоги, ученые, адвокаты, нотариусы и силовики должны будут при устройстве на работу показывать школьный аттестат или вузовский диплом с «пятеркой» по украинскому языку. А госслужащие — сдавать специальный платный экзамен.
В зависимости от ситуации, штрафы за использование русского языка будут составлять от 3400 до 11900 гривен (от 8,5 тыс. до 30 тыс. российских рублей). А вот попытки введения официального двуязычия, согласно закону, приравнены к попыткам свержения конституционного строя. Общественников, политиков и журналистов, выступающих в поддержку прав русскоязычного населения, можно будет сажать на срок до 10 лет.
По информации украинских СМИ, принятие закона до последнего момента находилось под вопросом. Однако ряд олигархов получили от власти гарантии «учета» их экономических интересов (в частности, в ходе приватизации и выделения земли), после чего подконтрольные финансово-промышленным группам депутатские объединения резко изменили свою позицию (по информации «Страны.UA», речь идет о людях Рината Ахметова, Василия Хмельницкого и Вадима Столара). В итоге — 278 голосов «за» при необходимых 226-ти.
В общем, парламент подыграл «ядерному» националистическому электорату. В политические перспективы союза «умеренных ватников» и «умеренных западников», обеспечившего победу на выборах Владимиру Зеленскому, в Раде не верят. Не особо верит в нее, кстати, судя по всему, и сам победитель. Несмотря на позицию своего электората, критики откровенно неонацистского документа, от него не последовало. Вместо этого Зеленский заявил, что украинский должен быть единственным государственным языком и назвал новый закон «заложником» предвыборной кампании, пообещав в перспективе проверить его на соблюдение прав человека.
Впрочем, уже самим фактом голосования депутаты показали Зеленскому, «кто в доме хозяин». И объяснили, что попытки вести с ними политическую войну могут дорого ему обойтись. Судя по всему, «культурная либерализация», на которую так рассчитывали представители Юго-Востока, голосуя за комика, завершилась, даже не начавшись. Политика в духе «Айн Райх, айн Фоль, айн Мова» в обозримом будущем станет только жестче…
Кризис на Украине: Кремль признает независимость ДНР и ЛНР перед выборами 2024 года
Новости политики: Москва дала оценку принятому Радой закону об украинском языке