Чего ожидать россиянам от власти, наказывающей своих граждан за нелестную оценку её работы? Это стало главной темой очередного опроса читателей «Свободной прессы». Его тему подсказал первый в нашей стране вердикт, вынесенный за «оскорбление власти».
Позволяющий принимать такие судебные решения закон был принят в марте текущего года. И внес изменения в статью 20.1 Кодекса административных правонарушений (КоАП), предусматривающие наказание за распространение «выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность» информации, порицающей власть предержащих в виде штрафов от 30 до 100 тысяч рублей. При повторном нарушении — от 100 до 200 тысяч «деревянных». За каждый последующий такой проступок — уже до 300 тысяч. Не исключен и административный арест на пятнадцать суток.
Как и следовало ожидать, за «отличившимся» дело не стало. Первым оказался Юрий Картыжев, житель небольшого городка Малая Вишера, что в Новгородской области. Напомним, на своей странице в соцсетях он опубликовал два поста с матерным оскорблением в адрес главы нашего государства. Как Картыжев объяснял потом на суде, намерения кого-либо оскорблять у него не было. Просто «высказал резко свою точку зрения на ситуацию в стране».
«Резко» — в смысле нецензурно. Иначе, мол, о нашей нынешней жизни и не скажешь. Сейчас 33-летний мужчина с помощью все тех же соцсетей собирает деньги на оплату 30-тысячного штрафа.
Эта скоропалительная история (и месяца не прошло после подписания нового закона президентом РФ!) вызвала серьезный резонанс в России. Причем — не в пользу власти. Что подтвердил и наш традиционный опрос. Редакцией «СП» задан в нем был лишь один вопрос: чего ждать от существующей в стране власти дальше?
Предложено пять вариантов ответов. Самым популярным оказался тот, что иначе, как кардинальным, не назовешь: «Народ захочет любую власть, но только не эту». Его выбрали 34,7% респондентов. Немногим меньше — 25,9% - у тех, кто не сомневается, что подобное ущемление свободы выражения гражданами чувств и взглядов может закончиться открытым противостоянием с властью. В самом деле — на дворе не ХVI век! Крепостное право давно отменено!
Менее 4% участников опроса «СП» согласились с предположением, что «закручивание гаек» в виде штрафов за резкие высказывания о порядках в стране приведёт в итоге к укреплению государства. К тому, что народ перестанет роптать, начав демонстрировать растущее уважение к «кремлевским сидельцам». Специалисты, с которыми поговорила ваш корреспондент, предположили, что эти четыре процента — люди пожилые и преклонного возраста. То есть те, кто вырос в военные и послевоенные годы. Когда даже думать плохо о власти боялись. Не то, что вслух ее критиковать.
Примерно поровну разделились голоса при голосовании и за два оставшихся варианта ответов. Так, 19,4% россиян согласны, что когда власть демонстрирует бессилие, то вместо страха у граждан нарастает раздражение. Ещё 16% убеждены в том, что, может, и станем мы в РФ бояться действующей власти (точнее — наказания за негативное о ней мнение). Но больше уважать точно не станем.
Словом, вывод по итогам опроса напрашивается один: нас не запугаешь! Или, как раньше говорили на Руси Великой, всех не пересажаете!
Ну, допустим, сажать за грубость и бестактность, допущенную в отношении чиновников разного ранга, новым законом и не предполагается. Во всяком случае — пока. Весь расчет на высокие штрафы. Понятно же, что при нынешних зарплатах и пенсиях даже его минимальная сумма в 30 тысяч рублей для подавляющего большинства россиян — целое состояние.
В этом смысле нам терять нечего. Зато крепко выразиться, выплеснув тем самым накопившуюся усталость от бесконечных насущных забот и злость на тех, кто не может создать условий для нормальной, цивилизованной жизни, это наш российский человек любит. А там хоть трава не расти!..
Вот как сейчас в Екатеринбурге. Где местные чинуши взялись наперекор мнению горожан возводить храм на месте популярного сквера. Просьбы людей перенести стройку в другое место губернатор и его приближенные откровенно проигнорировали. Не удивительно, что дело дошло до массовых акций протеста. Несанкционированных, конечно. Губернатор ведь не враг себе, чтобы такие акции разрешать.
Ну, а где протесты, там, надо полагать, и резкие высказывания. И крепкое словцо. Пришлось вмешаться президенту РФ Владимиру Путину (не исключено — вся затея с этой стройкой в центре города была рассчитана на то, чтобы заслужить поощрение властей города от Владимира Владимировича, регулярно и прилюдно демонстрирующего свою набожность). Только после этого глава города с полуторамиллионным население решил поинтересоваться, наконец, мнением земляков. Остается дождаться решения по тем, кто задержан в ходе протестных выступлений. А это 90 человек. В чем их обвинят? Закон об «оскорблении власти» тут, получается, очень кстати…
Немногие знают, что как альтернатива к мартовским поправкам в КоАП в нескольких российских регионах предложен закон о наказании чиновников за оскорбление рядовых граждан. В числе инициаторов — Борис Вишневский, депутат Питерского законодательного собрания.
— Мы с коллегами по фракции «Яблоко» работали над документом не один месяц. Старались учесть все поступившие от наших избирателей предложения, — сказал корреспонденту «СП» Борис Лазаревич. — Ситуаций, когда «человек при должности» унижает и оскорбляет обратившихся к нему простых людей, к сожалению, немало. При этом сами пострадавшие ничего не могут предъявить тем, кто грозит «гнать их в шею»
«СП»: — И какова судьба вашего законопроекта?
— На следующей неделе он должен быть рассмотрен на заседании комитета по законодательству. Если будет одобрен, представим на пленарном заседании для утверждения депутатским корпусом.
«СП»: — Есть шансы, что «пройдет» комиссию?
— Честно говоря, мизерные. Представители «Единой России» (их большинство в парламенте города на Неве — «СП») дали понять, что сделают все, чтобы этого не допустить…
Прокомментировать ситуацию с законом о наказании за оскорбление власти «СП» попросила известного столичного политолога Сергея Маркова, директора Института политических исследований.
— Я думаю, что данные поправки в Кодекс об административных правонарушений были внесены, что называется, на всякий случай. Например, если в стране начнутся вдруг массовые беспорядки, — ответил Сергей Александрович. — Идеальным его, правда, не назовешь, но в принципе нормальный закон. Сейчас он в каком-то смысле тестируется. В соцсетях ведь с некоторых пор много «нецензурщины». От которой недалеко и до грязных оскорблений известных людей, руководителей государства. Порядок, несомненно, нужно навести.
«СП»: — Немалое число россиян считает, что подобное «закручивание гаек» может привести к протесту, схожему с украинским майданом.
— Не думаю. Вспомните, что именно инкриминировали экс-президенту Украины Януковичу в 2014-м году — мягкотелость. А не жесткость, которую, несомненно, стоило проявить в тех условиях.
«СП»: — На ваш взгляд, чего ждать от власти, запрещающей свободным гражданам свободно выражать свою точку зрения?
— Для нашей российской власти главное сейчас — купировать проблемы, возникающие из-за санкций. Ради успеха в их решении стоит потерпеть какие-то неудобства.
Иная точка зрения у Юрия Вдовина, известного петербургского правозащитника.
— Ничего, кроме смеха, данный закон у меня и моих товарищей-правозащитников не вызывает, — отозвался на звонок из «СП» Юрий Иннокентьевич. — Власть решила защитить себя от критики — фантастика в стиле Кафки! И эта история с новгородцем, оштрафованным за некие непотребные слова. Да у нас на каждом углу, в каждом, извините, туалете, таких слов понаписано столько, что хоть налоги отменяй — все недоимки будут покрыты штрафами за пресловутое оскорбление чинуш! Не говоря уже про интернет. Не о том правители из Кремля думают. Им бы прислушаться к народу, сделать выводы. А они… Похоже, здорово струхнули, коль устанавливают такие вот «табу». Ничем хорошим это не закончится. У любой гайки, если её постоянно закручивать, резьба, в конце концов, может и сорваться…
«СП»: — Если бы вам предложили принять закон, какой бы в первую очередь утвердили?
— Принял бы закон об отмене выборов с так называемым «фильтром». Чтобы проходили они как в 1989 году — без каких-либо ограничений. От того, кого выбираем в депутаты, губернаторы, президентом зависит, как будем жить. Россияне уже «выросли», созрели, чтобы самим решать судьбу своей страны.