Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Пенсионная реформа: Средства ПФР пустят на «финансовые игры»

Чем закончится слияние трех внебюджетных фондов

111846
Материал комментируют:

В Минтруда начали подготовку к реформе Пенсионного фонда. Ее итогом может стать создание социального мегарегулятора на базе трех нынешних государственных внебюджетных фондов — ПФР, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонда социального страхования (ФСС). Смысл преобразований — еще сильнее «разгрузить» федеральный бюджет от социальных обязательств.

Для начала планируется преобразовать Пенсионный фонд, Фонд ОМС и Фонд социального страхования в публично-правовые компании. Вице-премьер Татьяна Голикова дала поручение внести в правительство предложения о правовом статусе внебюджетных фондов. Все три фонда функционируют на одной законодательной основе и поэтому к ним необходим единый подход, указала вице-премьер.

«Нам важно обсудить, как минимум концептуально, и окончательно определиться со статусом государственных внебюджетных фондов, с их ролью в системе социального страхования и с дальнейшей, надеюсь, на многие годы, их работой», — заявила она на коллегии Минтруда в середине апреля. По словам Голиковой, во втором квартале года предстоит обсуждение предложений министерства с экспертами.

В правительстве идея преобразовать ПФР в публично-правовую компанию обсуждалась еще в конце декабря 2017 года. В январе 2019-го председатель ПФР Антон Дроздов рассказал, что публично-правовая компания рассматривается как один из возможных вариантов преобразования Пенсионного фонда. Кроме ППК анализировалась форма государственной НКО, а также казенного учреждения.

Читайте также

Кремль в курсе этой дискуссии. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал предложение Минтруда «рабочей инициативой».

Установление правового статуса внебюджетных фондов позволит в дальнейшем объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд. Эта структура — ее в правительстве называют мегарегулятором — возьмет на себя весь комплекс социального страхования.

Кроме того, статус публично-правовой компании позволит внебюджетным фондам свободнее распоряжаться средствами: наращивать резервы, инвестировать и размещать свободные деньги в активах для получения дополнительной прибыли. А дополнительная прибыль — это экономия государства на трансфертах в ПФР.

Что принципиально — функционал публично-правовой компании регулируется отдельным законом или указом президента. Это даст возможность установить особый порядок работы социальных фондов.

Но главное, новый статус фондов позволит государству решить щекотливый вопрос о форме собственности на средства бюджета социальных фондов. В том числе — на пенсии.

«Сейчас мы находимся в той парадигме, что пенсии — это государственные средства, которые являются частью бюджета фонда, а этот бюджет является частью бюджетной системы России, и все это гарантируется государством. Поэтому с точки зрения статуса фонда если мы входим в публично-правовую компанию, то отношения с государством должны быть перестроены», — туманно объяснял ранее Антон Дроздов.

Возможно, это означает, что государство намерено умыть руки. И вообще сложить с себя ответственность за пенсии. Повышение пенсионного возраста, видимо, было первым шагом на пути к этому «светлому будущему». А новый статус внебюджетных фондов сделает это будущее суровой реальностью.

— Одна из причин объединения ПФР, ФОМС и ФСС в единую структуру — чисто бюрократическая, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — В России чиновник пытается подгрести под себя побольше — и тем самым сделать свою должность более значимой. В данном случае такой чиновник — госпожа Голикова. Которая была уже замминистра финансов, министром здравоохранения, главой Счетной палаты. Ее нынешняя позиция — вице-премьер по вопросам социальной политики. На ней руководители подолгу не задерживаются. Связано это с тем, что пост формально высокий, но власти и денег у такого вице-премьера очень мало.

Судите сами. ФСС — контролируется Минтруда. ФОМС — поскольку в нем большие деньги — фактически подчиняется непосредственно правительству, больше всего влияния на него имеет Минфин. Особенно если учесть, что недавним решением кабмина сбор страховых платежей передан налоговой инспекции. А позиция сборщика взносов — альфа и омега социального страхования. То есть, функционал ФОМС обкорнали предельно.

О нынешней значимости ПФР говорит тот факт, что его глава Антон Дроздов — всего-навсего бывший руководитель департамента правительства. То есть, чисто техническая фигура.

Зато если получить власть над всеми тремя внебюджетными фондами — стать главой единого фонда социального страхования всего населения России — получится очень серьезная позиция. Хотя бы потому, что под контролем такого фонда окажутся средства в объеме более 10% ВВП РФ — более 10 трлн. рублей. Для сравнения: в 2019 году все расходы федерального бюджета составят 18,29 трлн.

«СП»: — Но Голикова объясняет причины объединения внебюджетных фондов иначе. По ее словам, это позволит построить управление новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысить прозрачность его деятельности и обеспечить высокий уровень доверия со стороны населения. Объединение также позволит сократить административные расходы и траты на информатизацию фондов. Это действительно так?

— Тема, на деле, страшно важная. Нашей системе социального страхования катастрофически не хватает того, что в английском языке описывается термином coherent. По-русски его можно перевести как «согласованность», «слаженность», «сбитость». Такая слаженность в системе соцстраха — едва ли не главное.

Читайте также

Дело в том, что система социального страхования существует в обществе, чтобы сберегать человеческий капитал. Потому что, как всякий капитал, он имеет тенденцию не только к разрастанию и повышению качества, но и к деградации.

Со времен Отто фон Бисмарка — создателя первой в мире пенсионной системы — общество тратит на сбережение человеческого капитала огромные ресурсы. Причем, все более возрастающие. В странах Запада, замечу, сейчас на эти цели тратится более 20% ВВП. У нас — 10% ВВП, то есть вдвое меньше.

Если у нас в качестве национальной идеи провозглашен тезис о сбережении народа и максимизации человеческого капитала — слаженность в работе социальных фондов может выглядеть только одним образом. Люди должны жить как можно дольше, чтобы как можно дольше работать, создавая максимальную добавленную стоимость. А для этого — это важнейший момент — люди должны быть здоровыми. Наконец, люди должны просто быть — просто рождаться.

Поэтому Пенсионный фонд — лишь замыкающая структура социальной защиты населения. А определяющими факторами этой защиты являются медицинская забота и повышение рождаемости здоровых детей.

Медицинская забота, замечу, включает не только финансирование медицинских расходов. Но и финансирование семей, в которых кормилец болеет и не зарабатывает, но при этом имеет расходы на лекарства и медицинские процедуры.

Наконец, в медицинской заботе есть важнейшее направление, которому у нас внимания почти не уделяют. Это устранение профессиональных рисков, связанных с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями на производстве.

Сюда же примыкает лекарственное страхование. В СССР граждане считали, что лекарства — это дешевая и малозначимая статья расходов. Сейчас эта статья расходов становится весьма значительной, и зачастую превышает расходы на питание. А у нас, в России, лекарственного страхования нет.

Если ничего не менять в нынешней системе социального страхования РФ, работники будут со временем становиться хроническими больными. У них будут пониженная производительность труда, возможно, от них будут рождаться биологически слабые дети. Обществу это прямо невыгодно.

И надо понимать: социальное страхование имеет смысл только в случае, если работник — работает. А не сидит на печи с плакатчиком «Ищу работу!» Поэтому исходный вид социального страхования — это страхование занятости.

В итоге слаженная цепочка выглядит так: страхование занятости, страхование лекарственного обеспечения и временной нетрудоспособности, помощь при рождении детей и обеспечение детства, пенсионное страхование. Именно так смотрят на проблему соцстраха в развитых странах Запада, начиная с 1950-х годов.

Если придание внебюджетным фондам статуса публично-правовых компаний будет решать эту задачу — это позитивно.

«СП»: — Вы считаете, задача ставится именно так?

— Не уверен. Возможно, будет решаться другая задача: собрать остатки средств с бюджетов социальных фондов, и бросить их на финансовую спекуляцию. А там либо обломить верхушки и рассовать по карманам, либо вообще кинуть население и государство, и деньги умыкнуть. Если так — такой хоккей нам не нужен.

Читайте также

На деле, это очень большой риск — пускать в оборот социальные средства. Они могут прирасти, но могут и исчезнуть. И второй исход, как не раз доказывала жизнь, в России более вероятен.

— Дробность наших внебюджетных фондов — момент явно отрицательный, — отмечает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Как говорится, у семи нянек дитя без глаза. Так что единый статус и объединение в перспективе ПФР, ФОМС и ФСС — это неплохо. К тому же единый фонд, надо полагать, будет находиться под достаточно жестким административным надзором — будет напрямую контролироваться правительством РФ.

Другое дело, что проблемным является вопрос обращения публично-правовой компании с деньгами фондов.

Закон допускает, что временно свободные средства такая компания может использовать достаточно свободно. Разумеется, на принципах возвратности, а также прибыльности и ликвидности приобретаемых активов. Но на практике, все упирается в эффективность и грамотность использования средств.

Так вот, с эффективностью могут возникнуть проблемы. Не думаю, что это приведет к тотальному разбазариванию средств социальных фондов. Но такого рода проекты в России не раз завершались убытками. Так может случиться и с социальными фондами.


Пенсионная система: Пенсионная реформа: Если правительство ухудшает жизнь стариков, оно должно уйти

Новости социальной политики: Эксперт: пенсионная реформа ударила по семьям с детьми

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня