Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Криминал
31 мая 2019 19:55

Выпив за рулем, теперь легко «накатать» себе до 15 лет

За тяжкое ДТП в состоянии опьянения решено наказывать как за умышленное убийство

2498

Государственная Дума приняла поправки в Уголовный кодекс РФ, ужесточающие наказание за дорожно-транспортные происшествия, совершенные в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и повлекшие за собой серьезные травмы или гибель других людей.

«Эта инициатива была внесена всеми политическими фракциями Государственной Думы и поддержана профильными министерствами и ведомствами, а главное, она поддерживается обществом», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин .

По данным ГИБДД, в 2018 году в России произошло почти 16,5 тысяч ДТП с пьяными водителями. При этом погибли 4645 человек, а более 22 тысяч — были ранены. Однако до последнего времени около 60% обвиненных в этом водителей получали лишь условные сроки.

В соответствии с изменениями в статью 264 УК РФ, отныне наказанием могут стать принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Либо — лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если такое ДТП приведет к гибели человека, то свободы можно лишиться на срок от 5 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. А в случае смерти двух и более лиц — лишение свободы предусмотрено на срок от 8 до 15 лет.

Читайте также
Расследование катастрофы SSJ100 в Шереметьево власть спускает на тормозах Бывший замминистра гражданской авиации объяснил, почему самолеты в России продолжают падать

Как считает Вячеслав Володин, такое ужесточение справедливо. Поскольку, если сел пьяным за руль, значит имел умысел.

Действие закона коснется не только автомобилистов, но и в соответствии со ст. 263 УК РФ будет распространяться на лиц, владеющих или управляющих легкими и сверхлегкими воздушными судами или маломерными судами.

Алкогольным опьянением, согласно ст. 12.8 КоАП РФ, считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови. «Это если человек при весе в 80 кг выпьет 50 грамм водки или 200 грамм сухого вина», — поясняет председатель Комитета по безопасности или противодействию коррупции Василий Пискарев, являющийся одним из соавторов закона.

А вот валокордина, добавил он, надо выпить минимум «целый пузырек залпом», чтобы концентрация этилового спирта достигла опасной черты. Однако в этом случае речь уже не может идти ни о каком его медицинском применении. Не покажет критической концентрации содержания алкоголя, уверяет депутат, ни кефир, ни квас.

Председатель Координационного совета МООА «Свобода Выбора», депутат Госдумы Вячеслав Лысаков отметил, что никто не знает: станет ли после принятия закона спокойнее на дорогах? Это, по его словам, покажет только статистика.

— Гадать совершенно бессмысленно. Но существующее на сегодняшний день наказание за гибель от пьяных водителей — а это сроки от 2 до 7 лет в случае гибели одного человека и от 4 до 9 лет в случае гибели 2-х и более человек — выглядят в какой-то мере издевательски над общественной моралью, над нравственностью.

Сев пьяным за руль, безответственно поведя себя и отправив на тот свет ни в чем не повинного человека, зачастую получают 3−4 года лишения свободы. Которые при этом отбывают в колонии-поселении. А там — свободное передвижение, может приезжать семья. Это не тюрьма, не лагерь. Есть определенные ограничения, но отнюдь не ад.

И, как правило, через 2−3 года осужденный выходит оттуда по условно-досрочному освобождению. И его жизнь продолжается. А он загубил жизнь ребенка, молодого или пожилого человека — любого. Цена человеческой жизни просто смешно выглядит в контексте такого наказания.

Нынешние санкции — до 12 лет и до 15 лет — практически приравнивают такие ДТП к умышленным убийствам. Что вполне справедливо.

Если человек не позволяет себе выпить, принять наркотики или психотропные вещества, а затем садиться за руль, то для него никаких проблем. Хоть расстрел вводи — бояться нечего. Тем более, что в 2013 году мы ввели понятие «суммарная погрешность измерений».

Раньше, например, по Москве и Московской области не менее 25% водителей были лишены права управления за цифры, которые сейчас входят в диапазон этой погрешности. То есть — до 0,16 мг/л. А сейчас их бы подвергли уголовному преследованию.

Но этого нет, потому что только в случае, если в выдыхаемом воздухе и в соответствующей адекватной дозе в крови свыше 0,16 мг/л, то человек точно употребил алкоголь (не бананы, молочнокислые продукты или квас, которые могут давать цифру выше ноля).

«СП»: — Не приведет ли ужесточение закона к усилению коррупции?

— Этого никто не знает. Только практика рассудит — приведет ли это к дополнительной коррупционной составляющей? Не исключено — приведет. Кто же захочет сидеть за решеткой до 12 или 15 лет? Любые шаги по усилению санкций увеличивают и коррупционные риски.

Законодатель исходит из профилактического значения воздействия. Если будет проведена государством широкая пропаганда (а у нас жёсткие меры, к сожалению, часто не сочетаются с просветительством, воспитанием, формированием законопослушного поведения), то эффект окажется гораздо большим. Люди бы знали, что, «злоупотребив» и сев за руль, они могут «поставить крест» на своей жизни. Понимание этого, может быть, остановит кого-то от того, чтобы выпить и отмахнуться: «Да ничего страшного, как-нибудь откуплюсь».

Какой-то процент «отморозков», конечно, на дорогах останется. Но с учетом того, что у нас количество «тяжких» ДТП все-таки планомерно снижается и составляет 6−7% от всех ДТП. Однако тяжесть последствий от пьяных ДТП самая трагическая. Иногда на остановках из-за выехавших на них автомобилей гибнут сразу группы людей.

С таким поведением надо бороться. А как новый закон будет исполняться — это вопрос правоприменения.

Кстати, ранее был принят закон о наказании за оставление места ДТП. Прежде такое тоже часто сходило с рук недисциплинированным водителям. Человек совершал аварию и сбегал. Потому что знал: если его найдут через 2−3 дня, то следы алкоголя в организме, если они были, уже обнаружить невозможно. Теперь оставление места ДТП приравнено к «пьяному» вождению.

Санкции серьезные. И если государство правильно построит пропагандистскую работу, то, наверное, некоторые водители зарекутся садиться пьяными за руль. Пусть их друзья развозят по домам после вечеринки. Или такси вызывают.

Пусть те, кто считает, что это, мол, драконовские меры, посмотрят в глаза родителям, которые потеряли детей под колесами машин таких отморозков.

Читайте также
Более 80% предпринимателей боятся вести дела в России Силовики становятся изобретательнее в вопросах «отжима» бизнеса у граждан

Адвокат Сергей Радько сомневается, что ужесточение закона сделает ситуацию на дорогах спокойнее.

— Закон направлен, в первую очередь, на тех, кто в пьяном виде совершил ДТП. Это, с одной стороны, правильно. Их надо наказывать. Но дело в том, что закон, по сути, означает лишь увеличение силы наказания, которая будет применяться к пьяным. А когда человек пьян — он не особо думает, а может — и не знает, о том наказании, которое ему грозит.

Основные усилия надо направлять на профилактику пьянства в целом.

«СП»: — А как закон повлияет на коррупционную составляющую?

— Безусловно, появление закона усилит коррупцию. Потому что чем строже наказание, тем больше будут требовать денег наши, почему-то кем-то считающиеся неподкупными, сотрудники ГИБДД. И тем дороже станет «откупиться» от наказания за это правонарушение. Но, в принципе, ничего на дорогах не изменится. Возможно, у сотрудников ГИБДД даже появится больше стимулов делать какие-то «подставы», чтобы заставить водителя дать им взятку.

Чем строже наказание — тем больше взятка. Бороться с последствиями пьянства путем усиления наказания за эти последствия — все равно, что бороться с простудой путем запрета чихать на улице.

Пока некоторые люди пьют спиртное - они будут садиться за руль пьяными. Надо бороться с пьянством, а не его последствиями.

«СП»: — Если пропаганда усилиться, будут больше говорить о суровости наказания, это может остановить водителей?

— Это должна быть массовая акция: и пропаганда здорового образа жизни, и разумные ограничения по торговле алкоголем. Сегодня у нас почти в каждом доме работают магазины разливного пива, «живого» пива. Они буквально в шаговой доступности.

Очень похоже, что государство откровенно спаивает население. При этом удивляется — почему же оно пьяным ездит и убивает друг друга?

Последние новости
Цитаты
Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня