Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Пушкин ответит за все: Трагедия, бардак и фарс в Шереметьево

Что происходит в самом крупном аэропорту России?

13610
Материал комментируют:

Вокруг московского аэропорта «Шереметьево» — тройной скандал. За короткое время крупнейший аэропорт страны стал зеркалом неблагополучной ситуации в сфере гражданских авиаперевозок.

Судите сами. 5 мая при аварийной посадке в Шереметьево загорелся Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) «Аэрофлота». В результате погиб 41 человек из 78 находившихся на борту.

Ровно через месяц Межгосударственный авиационный комитет (МАК) подготовил промежуточный доклад о расследовании катастрофы.

По предварительной информации, примерно через 15 минут после взлета из Шереметьево в борт SU-1492, направлявшийся в Мурманск, действительно попал грозовой разряд.

Молния отключила электрогенераторы машины и автоматику, помогавшую поддерживать параметры полета. Тем самым на борту создалась проблемная, но не опасная ситуация. Критической, по версии экспертов, ее могли сделать сами летчики, которые перед самым приземлением опасно разогнали машину, да еще и перевели ее в режим пикирования. Теперь следствию предстоит установить, кто из двух пилотов совершил опасный маневр.

Понятно, аэропорт в такой ситуации вроде бы не при чем. Но Шереметьево — основная база «Аэрофлота», и его диспетчеры давали указания экипажу. Как могло случиться, что летчики не сумели посадить лайнер в ручном режиме на «родную» взлетку?

Читайте также
Пенсионная реформа, манёвры с нефтью и НДС загнали Россию в тупик Все ключевые экономические проекты последних лет обернулись гигантскими убытками бюджета

А в конце мая Шереметьево снова оказалось в топе новостей: пассажирам, прилетевшим из Шанхая, Мадрида и некоторых других зарубежных городов приходилось ожидать багаж до пяти часов. В соцсетях появилось сразу несколько видео, на которых разгневанные люди требуют, чтобы хоть кто-то объяснил ситуацию и принес извинения за неудобства.

В самом Шереметьево в детали происходящего вдаваться не стали. На официальном сайте аэропорта разместили сообщение о том, что задержки связаны с началом туристического сезона, система транспортировки багажа работает в штатном режиме, и вскоре обстановка стабилизируется.

Ситуация с багажом не укладывается в голове. Тем более, в период проведения Чемпионата мира по футболу-2018, когда поток иностранных гостей зашкаливал, аэропорт работал как часы.

Оказалось, Шереметьево допустил организационный провал накануне высокого летнего сезона — не добрал примерно 250 грузчиков. В 2018 году хендлинг в аэропорту осуществляла дочерняя структура «Аэрофлота». В начале 2019 года функции переданы компании «Шереметьево Хендлинг», которая ранее не выполняла такого объема работ (около 80−90% пассажиропотока аэропорта).

Заметим, несмотря на оптимистичные реляции Шереметьево, набор 250 грузчиков за месяц — задача нетривиальная. Персонал набирается из близлежащих к аэропорту населенных пунктов, и необходимого количества людей в сжатые сроки может просто не найтись.

Но ни трагедия, ни бардак не помешали присвоить аэропорту имя Александра Пушкина.

5 июня в Шереметьево торжественно установили памятник поэту. Скульптура работы Александра Бурганова изображает Пушкина, декламирующего стихотворение.

Понятно, что Пушкин — наше все. Почти как Шереметьево с «Аэрофлотом». Но помпезное мероприятие, на пиар-рекламу которого выброшены серьезные деньги, сегодня выглядит неуместным фарсом. Поневоле вспоминается буглаковский председатель домоуправления Никанор Иванович Босой. Который совершенно не знал произведений поэта Пушкина, но ежедневно по нескольку раз произносил фразы вроде: «А за квартиру Пушкин платить будет?» Или «Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?», «Нефть, стало быть, Пушкин покупать будет?»

За проблемы Шереметьево и гражданской авиации РФ, видимо, тоже Пушкин ответит. Больше — некому?

— Каждая авиакомпания имеет, как правило, собственную точку базирования, — отмечает заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР. — По сути, такая точки — это хаб, где происходит пересадка пассажиров с рейсов других авиакомпаний на лайнеры «базовой». Так вот, «Аэрофлот» своей точкой выбрал аэропорт Шереметьево.

Это значит, что самолеты «Аэрофлота» базируются в Шереметьево, делают вылеты оттуда, и прилетают туда же. При таком раскладе ответственность за порядок в аэропорту несет не только Шереметьево, но и «Аэрофлот».

Скажу сразу: многочасовые задержки багажа в крупнейшем московском аэроузле — это просто позор. И альянс аэропорт-авиакомпания рассматривать здесь вполне уместно. Эти две стороны заключают между собой соглашение, в котором часть ответственности за укомплектованность багажной службы они берут на себя.

Я не знаю содержания конкретного договора между «Аэрофлотом» и Шереметьево. Но наверняка кем-то допущен явный прокол. Причем, в элементарном вопросе организации. Для определения численности грузчиков учитываются объемы перевозок: количество рейсов, пассажиров, среднее количество чемоданов. Все это считается очень просто — необходимы лишь соответствующие управленческие решения. Этих решений на нужный момент не оказалось.

«СП»: — Почему так получилось, кто-то за это должен нести ответственность?

— Я считаю, ситуация, когда в течение суток пассажиры не могут вовремя получить багаж — грубое административное нарушение. Потому что человек, который заплатил немалые деньги за перелет, вправе ожидать, что после полета, на земле, ему будет предоставлен налаженный сервис.

Мало того, ситуация в Шереметьево готовит об отсутствии культуры его сотрудников. Пассажир — главная фигура и для авиакомпании, и для аэропорта. Это записано в любом учебнике по бизнесу. Но в Шереметьево люди столкнулись с хамством.

Понимаете, все может случиться. Техника может отказать. Но пусть к пассажирам выйдет представитель аэропорта и по-человечески объяснит ситуацию — предложит не нервничать и подождать в кафе, где предоставлены бесплатные чай и кофе.

Но в Шереметьево были сотни издевательских по сути громких оповещений: раздача багажа начнется через 10−15 минут. И вот люди стоят и дергаются: уставшие, и уйти нельзя, и дети в этом содоме. Это просто какие-то дворники работают, а не сотрудники аэропорта высшего класса.

Все это, я считаю, — результат плохой работы с кадрами, и результат плохого их обучения. Причем «Аэрофлот», повторюсь, не должен теперь делать вид, что он в стороне. Человек платит деньги за билет именно авиакомпании. Он вправе рассчитывать, что авиакомпания, случись что-то непредвиденное, надавит на аэропорт, и заставит уважать своего пассажира. Как мы видим, этого не произошло.

Читайте также
«Вискарь» понял, как Путина победить Западные «агенты влияния» опять в Кремле?

«СП»: — «Черная полоса» для Шереметьево началась с катастрофы SSJ 100. Как сейчас выглядит ситуация с расследованием?

— На своей памяти — я в авиации более 60 лет — не помню, чтобы возникало такое противостояние между авиапроизводителями, авиакомпаниями и общественностью. То, что мы видим вокруг SSJ 100 — просто какой-то раздрай.

Люди отказываются лететь на SSJ 100, все это транслируется в интернете. И в эту ситуацию не вмешивается главное действующее лицо — председатель Государственной комиссии по расследованию обстоятельств авиакатастрофы, министр транспорта РФ Евгений Дитрих. Информацию по катастрофе дает кто угодно — молчит только он, вместо того, чтобы попытаться успокоить общественное мнение. Это сразу открывает ворота перед домыслами, глупостями, самыми невероятными версиями.

В цивилизованном варианте, вся информация должна исходить от Дитриха. А в катастрофе «Сухого» главным действующим лицом сделали МАК.

«СП»: — В чем здесь проблема?

— В противоречии. Почему МАК? «Аэрофлот», которому принадлежит SSJ 100, против выводов МАК. Также против этих выводов многие профессионалы. Дело в том, что существует жесткое международное правило: в состав комиссии, расследующей причины катастрофы, нельзя включать орган, который сертифицировал самолет.

Напомню, SSJ 100 сертифицировал именно МАК. И он же, получается, сейчас расследует причины катастрофы. Разве МАК будет критиковать сам себя? Да это исключено!

Я считаю, сумбур вокруг ситуации с SSJ 100 — именно от неорганизованности расследования со стороны государственной комиссии. Нужно, по уму, расследовать все обстоятельства трагедии. А у нас сразу наблюдается перекос: виноват экипаж — и все аплодируют. И громче всех, надо думать, аплодирует истинный виновник.

Здесь надо понимать: если истинная причина катастрофы SSJ 100 не будет установлена — катастрофа по этой же причине повторится. Когда — никто не знает.

Читайте также
«Башни Кремля» копят друг на друга компромат Правительство неудачников: кого из министров Медведева объявят виновным в ухудшении жизни страны?

Именно об этом надо помнить нам всем, наблюдая за происходящим вокруг Шереметьево.

— Идея о присвоении аэропорту имени Александра Пушкина принималась задолго до трагедии SSJ 100 и «багажного кризиса», — напоминает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Другое дело, с учетом негативного фона, который в последнее время сложился вокруг Шереметьево, церемонию правильно было бы отложить на месяц-другой.

Что касается самого переименования — многие аэропорты мира носят имена выдающихся деятелей политики и культуры. Да, в случае с Шереметьево, возможно, стоило бы выбрать имя человека, который имел бы отношение к Москве. Пушкин все-таки был в большей степени петербургский житель.

Впрочем, логика понятна: иностранцы, как правило, знают русскую литературу, и Пушкин для них — знаковый писатель. Так что ничего плохого я в данном случае не вижу. Тем более, бюджет по переименованию аэропорта несопоставимо меньше, чем в случае переименования улиц, и тем более городов.


Происшествия: Рвет, где тонко: Дзержинск давал стране тротил ударными темпами

Чрезвычайные ситуации: Дело «Зимней вишни»: работники признались, что не знали, где находятся эвакуационные выходы

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня