Киев сам себя наказал, организовав водную блокаду Крыма. Теперь Херсонской области Украины грозит экологическая катастрофа. Об этом заявил экс-депутат Верховной Рады Алексей Журавко на своей странице «ВКонтакте».
По его словам, районы, граничащие с Крымом, затапливает водой из перекрытого Северо-Крымского канала. При этом насосы, которые обеспечивают его работу, за пять лет вышли из строя, а на ремонт денег нет. В доказательство своих слов Журавко прикрепил видео, где запечатлены затопленные дома местных жителей.
«Первая экологическая катастрофа — это засаливание плодородной земли, вторая — обезвоживание, третья катастрофа — когда переизбыток воды, села утопают, канализационные стоки и химия попадают в грунтовые воды», — перечислил бывший парламентарий.
По его мнению, если ситуация не изменится, в приграничных украинских селах начнутся эпидемии. Политик подчеркнул, что украинцы сами страдают от водной блокады, и призывал открыть Северо-Крымский канал.
«Мы в скором будущем увидим самые опасные болезни: кишечные, чума, холера и др. И это всё не только из-за халатности, но и из-за дебильности и неадекватности чиновников и высшего руководства. Последствия, что были нанесены этой властью за пять лет, мы будем устранять десятки лет, а может, и сотни», — написал Журавко.
Напомним, проблемы с водоснабжением Крыма и Севастополя усугубились после того, как в 2014 году Украина перекрыла Северо-Крымский канал, который покрывал 85% потребности полуострова в воде. В связи с этим водозабор уменьшился в пять раз. Однако потребление удалось минимизировать из-за отказа в сельском хозяйстве от выращивания риса, сокращения посевных площадей других водозатратных культур и их перевода под зерновые.
К 2018 году строительство и реконструкции систем водоснабжения и новые скважины, а также переброска воды по реке Биюк-Карасу позволили решить задачу питьевого и хозяйственно-бытового водообеспечения восточного Крыма. А в рамках программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года идет строительство тракта водоподачи от Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов до Феодосии и Керчи.
Но с орошением земель сельхозназначения, видимо, все не так гладко. Именно на сельхознужды, заметим, расходовалась до 2014 года вода Северо-Крымского канала, которая поступала из Днепра. Так, в июне 2018-го глава Крыма Сергей Аксенов ввел режим «чрезвычайной ситуации природного характера» из-за засухи в четырех районах полуострова — Красногвардейском, Нижнегорском, Первомайском и Советском. Тогда засуха привела к гибели урожая на площади около 18 тыс. га.
В такой ситуации Киев считает Северо-Крымский канал инструментом, который может способствовать возвращению полуострова в состав Украины. Собственно, из-за этого канал не перекрыли на входе — возле Днепра.
Дамба стоит неподалеку от Крыма. Причем, как заявлял начальник украинского 2-го отделения управления Северо-Крымского канала Иван Биган, через нее технически возможно подавать воду на полуостров. Он уточнил, что подача может быть возобновлена, как только Крым «вернется в лоно Украины».
А поскольку Крым «возвращаться» не собирается, все беды, описанные Журавко, действительно имеют место.
— Крым вполне может обходиться без Северо-Крымского канала, если там прекратить рисосеяние, и изменить отраслевую структуру растениеводства, — отмечает директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. — Но если иметь в виду развитие сельского хозяйства полуострова — именно развитие — то, конечно, недостаточно воды, которая сейчас в Крыму собирается из поверхностных источников. К этой имеющейся воде нужно что-то добавить.
«СП»: — Можно получить эту дополнительную воду прямо на полуострове?
— Насчет добавить, есть соображения. В Крыму, вполне возможно, имеются месторождения подземных вод — неизвестные и неэксплуатируемые. Они могли бы на 10−15 лет эту добавку обеспечить.
Но возвращение к эксплуатации Северо-Крымского канала вообще сняло бы все проблемы водообеспечения. Достаточно сказать, что объем воды, который Крым получал по каналу до 2014 года — это примерно треть от нагрузки, которую канал мог бы нести. Канал может подавать гораздо больше воды — это факт.
«СП»: — То, что сейчас канал не эксплуатируется, действительно пагубно отражается на экологии прилегающих украинских районов?
— Я так не считаю. Да, на видео Журавко — затопленные дома, возможно даже, целые населенные пункты. Но ничего сверхъестественного в этом нет.
Наводнения, как известно, случаются регулярно. В том числе в Западной Европе, в таких высокоразвитых странах как Германия. Я уже не говорю про Чехию или Польшу. Даже жертвы бывают время от времени. Хотя, само собой, жертв всегда можно избежать.
Вода в таких случаях стоит недолго. Это вам не наводнения в тропиках — где-нибудь на Брахмапутре, когда вода сносит целые острова.
«СП»: — То есть, украинский политик перегибает палку, говоря о катастрофе?
— Здесь можно говорить только об ущербе. Да, ущерб — это всегда неприятно. Но от разлива Северо-Крымского канала он явно не катастрофический.
Думаю, картина, нарисованная украинским политиком — очень сильное преувеличение. Ну да, водоисточники портятся при любом наводнении. При половодье, например, вода течет «плохая» — смывается почва с поверхности, которая редко бывает под водой, и потому на ней накапливается всяческая грязь.
При половодье или наводнении эта грязь попадает в источники питьевой воды. Тем не менее, говорить, что такая ситуация чревата эпидемиями — грубая натяжка.
Со всеми этими проблемами можно справляться. Для этого нужна нормальная служба — управление водным хозяйством. Плюс элементарные меры по перехвату паводковых вод.
«СП»: — Почему тему Северо-Крымского канала снова поднимают на Украине?
— Любая тема — в том числе водная — эксплуатируется политиками ради достижения собственных целей. Чтобы напустить страшилок, нагнать страху. На мой взгляд, на три четверти сказанное Журавко — это порождение его воображения.
— Президент Украины Владимир Зеленский находится в трудной ситуации, и вряд ли способен дать «добро» на разблокирование Северо-Крымского канала, — считает член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько. — Ему нужно сформировать лояльный парламент, кабмин, а главное — получить лояльного премьера. В принципе, исходя из прагматичных соображений, Зеленский мог бы водную блокаду Крыма прекратить — пустить воду в обмен на экономические преференции. Но любые его действия в этом направлении будут в штыки восприняты националистически настроенной частью украинского политического класса.
Надо думать, в первых рядах противников будет также Петр Порошенко. Плюс те политики, которые будут каким-то образном обижены Зеленским во время парламентских выборов, не войдут в его коалицию, будут отвергнуты им в качестве союзников и кандидатов в члены кабмина.
Все они с готовностью поддержат националистов в вопросе блокировки Северо-Крымского канала. И тогда Зеленскому будет крайне сложно ликвидировать водную блокаду Крыма.
«СП»: — Нам самим нужен торг с Украиной по каналу?
— Нам нужна вода в Крым — и деблокировать канал было бы, без сомнения, хорошо. Это позволило бы осуществлять масштабные работы на полуострове в области сельского хозяйства и промышленности. Напомню, экологическая катастрофа с заводом «Крымский титан» осенью прошлого года была связана как раз с дефицитом воды. Из-за сильной жары и засухи понизился уровень воды в накопителе, и серная кислота начала испарятся, ночью выпадая на город Армянск в виде росы.
С другой стороны, пока запас воды в Крыму есть. Мы можем набурить дополнительные скважины, может построить мощный опреснитель — энергетические возможности для этого имеются, а вода в Азовском море слабосоленая, и потому пригодная для опреснения. Наконец, мы можем модернизировать в Крыму производства и очистные сооружения.
Словом, это не так ситуация, при которой Киев может загнать нас в угол.
Новости туризма: Крымское лето-2019: Пляжи за колючей проволокой, грязь и дикие цены
Новости Крыма: Соединены рельсы железнодорожной части Крымского моста