Москва сегодня стремительно теряет статус высокотехнологичного города, которым должна обладать просто в силу своего столичного статуса. На месте бывших предприятий в городе стремительно возводятся жилые массивы и торговые центры. Однако продолжение такой политики грозит не только уничтожением экономики столицы, но и социальным взрывом.
Москва занимает одно из лидирующих мест в стране по средней заработной плате и уровню социальной поддержки. В столицу едут со всей России и из стран ближайшего зарубежья. Только вот качество этого труда вызывает серьезные сомнения. В советское время Москва была городом высокотехнологичных предприятий и научно-исследовательских институтов. И теперь по уровню концентрации работников с высокой квалификацией столица находится на лидирующих позициях в стране.
Только вот применения многие такие работники не находят. Выпускники столичных вузов и колледжей вынуждены устраиваться на работу в торговые фирмы менеджерами, а получившие рабочие специальность — разнорабочими на стройки.
В результате Москва превращается в некий «город-офис», где все что-то продают друг другу, но ничего не производят. Ни в плане продукции, ни в плане новых технологий. Получается, что столица превращается в некий «город-паразит», живущий за счет реального сектора экономики других регионов.
При этом мировой опыт показывает, что мегаполисы как раз остаются производственными и научными центрами, на которые приходится значительная доля высокотехнологичной промышленности.
Предприниматель, советник председателя КПРФ по экономическим вопросам, кандидат в депутаты Мосгордумы Вадим Кумин считает такое положение вещей недопустимым:
— Угроза технологического отставания опасна для России. Она может привести к зависимости от мировых лидеров, неспособности конкурировать с другими странами мира. Отечественное производство уже на 90% зависит от иностранных станков, роботов и машин.
«СП»: — Если это проблема всей страны, может ли Москва самостоятельно ее решить?
— На Москву, как на самый передовой российский город, ложится большая ответственность. Иначе и быть не может, ведь это — столица страны. Сейчас очень быстро отмирают целые отрасли экономики. Но у себя в городе мы не должны допустить ошибок 1990-х, когда вся страна и Москва были резко отброшены назад. Тогда без поддержки развалились крупные промышленные центры, дававшие рабочие места тысячам москвичей, имевшие огромную социальную инфраструктуру. Достаточно вспомнить легендарный завод ЗИЛ. На месте огромного завода сегодня строятся развлекательные и торговые зоны. Пожалуй, это — один из печальных памятников утраченных возможностей, наш проигрыш в борьбе за рынок автомобилестроения.
В прошлом году в России собрано 1,8 миллиона автомобилей, но только шестая часть из них оснащена отечественными двигателями. В столице есть предприятия, которые вот-вот погибнут вместе со всеми наработками. Мы должны помочь им найти свое место в новом технологическом укладе.
«СП»: — На чем может строиться собственная промышленная политика столицы?
— Москва обязана пересмотреть городскую промышленную политику с учетом современных угроз, придать современный технологический импульс всем ценным производствам и научным центрам, тогда возникнет синергетический эффект. Приведу пример. Студенты МАИ просят меня, как кандидата в депутаты Мосгордумы, помочь им донести до городских властей идею адаптации авиационных разработок для городских нужд и повышения качества жизни москвичей. Так, в авиационной промышленности есть зарекомендовавшие себя технологии подавления авиационных шумов: это и современные звукопоглощающие материалы, и инженерно-технические конструкции, и активные средства защиты от шума, генерирующие противофазный шумовой сигнал. При наличии специальной городской программы, городских грантов молодые ученые могли бы предложить решения для гашения шумов городских трасс и развязок, вплотную прилегающих к городским массивам. От такой программы выиграли бы все: и власти, и москвичи, а молодые ученые получили бы востребованность. Сегодня Boeing и Airbus беззастенчиво забирают нашу молодежь, при этом предлагая позиции, ниже их квалификации.
«СП»: — Совместима ли городская жизнь с промышленными производствами?
— Конечно, высокотехнологичные производства должны быть органичными для крупного оживленного мегаполиса, и без того страдающего от техногенных перегрузок. При этом мы должны отдавать себе отчет: Россия не сможет выживать за счёт торговли природными ресурсами, оставаясь на сырьевой игле. Поэтому финансовые ресурсы должны быть перенаправлены в современную реиндустриализацию. Москва, бюджет которой превышает 2,5 трлн. рублей, могла бы показать пример всем крупным городам России.
Политик, кандидат в Мосгордуму Анастасия Удальцова предупреждает, что без восстановления промышленности Москву ждут социальные потрясения:
— Промышленность и научный потенциал в Москве уничтожались не только по экономическим, но и политическим причинам. Высокая концентрация рабочего класса в столице крайне опасна для либерального правительства. Тем не менее, в Москве до сих пор, несмотря на все усилия либералов, сохранилось немало предприятий, научно-исследовательских институтов, научных центров. Хотя и при мэре Собянине продолжалось их уничтожение. Прежде всего, в интересах строительного бизнеса и связанного с ним чиновничества.
На первое место вышел интерес расчистить места для строительства элитной недвижимости и торговых центров. Сегодня, по данным статистики, в промышленности занято не более 7% трудящихся Москвы. Это совершенно ненормально.
«СП»: — Можно изменить эту ситуацию?
— Если говорить концептуально, то надо менять власть в городе. Надо сохранить имеющиеся промышленные предприятия и научные институты. Просто потому, что это точки роста столичной экономики. Это рабочие места, это производство продукции. Конечно, надо создавать новые рабочие места. Безусловно, высокотехнологичные. Но Москве это вполне по силам.
Вместо того чтобы плодить бесконечные торговые центры, надо развивать конкурентоспособное производство. Надо также прекратить порочную практику приватизации столичных предприятий. Под видом приватизации зачастую происходит банкротство. Люди теряют работу. И всё это опять же в интересах строительного бизнеса и связанного с ним чиновничества.
Законодательно надо закрепить запрет на сокращение рабочих мест в сферах образования, здравоохранения. Нужны налоговые льготы предприятиям, которые трудоустраивают выпускников вузов и специальных средних учебных заведений.
В развитии московской промышленности заинтересованы не только жители столицы, но и жители Центральной России. Вместо того чтобы завозить в Москву на черновую работу гастарбайтеров, надо создавать рабочие места для москвичей и жителей Центральной России.
«СП»: — Если нынешняя политика продолжится, то какие последствия ждут город?
— Рано или поздно финансовый пузырь, который сейчас надувается в Москве, просто лопнет. Если не будет нормальной производственной базы, Москва будет сильно зависима от кризисных явлений в российской и мировой экономике. Это чревато тем, что в какой-то момент под влиянием очередного финансового кризиса Москва просто не сможет выполнять свои социальные обязательства. По сравнению с другими регионами России, в столице всё-таки более высокий уровень социальной поддержки. Но в условиях любого кризиса без надежной производственной базы может произойти обрушение социальной сферы. Это, соответственно, вызовет социальное недовольство и полный коллапс жизни в городе.
Новости Москвы: Ураган под названием «Собянин»
Власть и закон: Собянин остался доволен действиями полиции на акции 27 июля