На днях страшное преступление произошло в селе Патрикеево Ульяновской области. Шестнадцатилетний подросток убил всю свою семью и покончил с собой. Следственным комитетом России возбуждено уголовное дело.
О жутком преступлении стало известно после того, как в одном из домов были обнаружены тела 66-летнего мужчины, 69-летней и 42-летней женщин, двух малолетних детей четырех лет. Все они являлись членами одной семьи. Вскоре полиция обнаружила в районе вышки сотовой связи и тело 16-летнего молодого человека.
Количество жестоких убийств, совершенных подростками, растет
Практически сразу следователи поняли: вероятным преступником, скорее всего, является покончивший с собой юноша. Как оказалось, за день до страшного преступления он отправил своему другу сообщение, в котором говорил, что не хочет убивать бабушку и дедушку, но ему придется это сделать. Так как, дескать, они будут расстроены смертью остальных членов семьи — матери, брата и сестры подростка.
Как рассказал друг предполагаемого преступника, подросток никогда не проявлял особой агрессивности, учился на «отлично» и хотел поступить в один из вузов областного центра. Обычный парень из обычной семьи, ничего экстраординарного в его поведении или интересах не было.
Одноклассники и друзья до сих пор отказываются в это верить, но их товарищ не только покончил с собой, но и действительно предварительно убил всю свою семью. И это — не первое подобное жестокое и бессмысленное преступление.
Можно вспомнить недавнее убийство московского бизнесмена Михаила Хачатуряна его тремя дочерями. Но там общественность попыталась понять девушек, которые обвинили убитого отца в сексуальных домогательствах и домашней тирании. А здесь жертвами жестокого преступления стали не только взрослые, включая и самого близкого человека — мать, но и два совсем маленьких ребенка.
Сейчас следователи будут восстанавливать картину произошедшего, выяснять, что могло толкнуть шестнадцатилетнего парня на такое жуткое преступление и самоубийство. Но даже если подростка ругали дома, что-то ему запрещали, разве это повод уничтожать всю свою семью?
Что происходит с нашими детьми, с нашей молодежью? На этот вопрос не дадут ответ правоохранители. Но его все чаще приходится задавать. Ведь не так давно вся Россия была взбудоражена жестоким убийством в Керчи, где учащийся местного политехнического колледжа Владислав Росляков открыл стрельбу по своим однокурсникам и преподавателям.
Можно вспомнить и жестокое убийство молодой женщины в поселке Псебай Краснодарского края, и изнасилование женщины учащимися шестого и седьмого классов в станице Кагальницкой Ростовской области. Современные подростки становятся все более агрессивными. И это заставляет многих людей задуматься о необходимости снижения возраста уголовной ответственности. Но когда наказание останавливало преступника?
Система воспитания уничтожена. Чего же мы хотим от подростков?
Руководитель Московского центра психологии Вячеслав Немцов подчеркивает, что, несмотря на очень высокую распространенность подобных «вспышек агрессии» у подростков, такие случаи до сих пор не систематизированы и не изучены в полном объеме.
«СП»: — С чем связаны подобные вспышки агрессии, когда подростки проявляют ее к одноклассникам, учителям и даже членам своих семей?
— Подростковый возраст сложен сам по себе: ребенок становится взрослым, происходит половое созревание. «Бушуют гормоны», если говорить по-простому. Очень часто агрессивное поведение подростков становится формой протеста против чрезмерного, по мнению самих подростков, контроля за ними дома или в школе.
Кроме того, подростки хотят самоутвердиться в среде ровесников, показывая свою «крутость» конфликтами с окружающими. Влияние массовой культуры, компьютерных игр, социального окружения и условий жизни также играют огромную роль в повышении агрессивности подростков.
Психотерапевты, между тем, все чаще говорят о необходимости лечения проявлений агрессивного поведения. Меняется отношение к самому этому феномену — если прежде его считали следствием неправильного воспитания, то сейчас в агрессивном поведении видят отклонение, которое можно и нужно лечить.
«СП»: — Стоит ли ужесточать уголовную ответственность для несовершеннолетних за подобные действия? Ведь если бы этот подросток не покончил бы с собой, то он бы получил максимум десять лет лишения свободы — за убийство пяти человек!
— Как психолог я считаю, что детей важнее всего воспитывать, а если они больны — лечить. Тогда не будет необходимости сажать их в тюрьмы. Но мы знаем, в каком состоянии находится у нас система воспитания подрастающих поколений, как развращается народ — и млад, и стар, кстати.
Нужна новая система воспитания детей и подростков, но в одночасье ее не создать. И поэтому ужесточение уголовного наказания может стать инструментом для того, чтобы хоть как то приструнить подростковую агрессию.
Тем более, что многие подростки прекрасно понимают, что если они не достигли возраста 18 лет, то их наказание будет гораздо мягче, чем у взрослого. А если их возраст младше 14 лет, то любые действия вообще останутся безнаказанными. Будь то грабеж, изнасилование или убийство.
Для подростка страх — способ его сдержать. Если нет совести, то хотя бы страх остается.
«СП»: — Так может нам стоит принять опыт других стран, снизить возраст наступления уголовной ответственности?
— Лично я категорически против снижения возраста уголовной ответственности с 14 до 12 лет. Сторонники такого снижения апеллируют к опыту Великобритании. В ряде других стран ответственность также наступает с 12 или даже с 10 лет. А в некоторых штатах США детей могут приговорить и к пожизненному заключению.
Но надо понимать, что на Западе детей помещают в специальные исправительные учреждения, не имеющие ничего общего с тем, чем располагает российская пенитенциарная система. У нас воспитательные колонии часто являются «кузницей кадров» профессиональной преступности. Там процветает субкультура преступного мира.
Ключевой вопрос — хотим ли мы побороть детскую преступность вообще или лишь отомстить детям-преступникам? Если ребенок в 12 лет попадет в колонию, он будет потерян и просто опасен для общества. Отсидит 15 лет — думаете, выйдет в 27 лет безобидным человеком? Он станет опасным для общества, никогда не вернется к нормальной жизни.
Строгость наказания не останавливает настоящих преступников. А тюрьма их не исправляет. И надо нам всем думать о том, как с этой ситуацией справиться.