Общество / Авиакатастрофы
27 августа 2019 14:13

«Ростех» сбивает «Боинг» в Чикаго

«Дочка» российской госкорпорации требует от американского концерна $ 225 млн.

10220
«Ростех» сбивает «Боинг» в Чикаго
Фото: AP/TASS
Материал комментируют:

Российская лизинговая компания «Авиакапитал-сервис» (АКС, входит в «Ростех») подала иск на $ 225 млн. к корпорации Boeing. Через окружной суд Чикаго она требует расторгнуть контракт на покупку 35 самолетов 737 MAX 8. Плюс вернуть предоплату в размере $ 35 млн., а также возместить недополученную прибыль на $ 75 млн. и ущерб на $ 115 млн. Об этом сообщила газета Financial Times, затем Boeing подтвердил информацию агентству Reuters.

По данным британского издания, это первый иск к Boeing от заказчика 737 MAX в связи с проблемами с безопасностью. Напомним, полеты и поставки 737 MАX — новейшего среднемагистрального лайнера в линейке Boeing — были остановлены в США, странах ЕС и Азии в марте после второго за четыре месяца крушения такого лайнера.

В октябре прошлого года самолет Boeing 737 MAX индонезийской авиакомпании Lion Air выполнял рейс из Джакарты на остров Банка. Вскоре после вылета судно упало в море в районе западного побережья острова Ява. На борту находились 189 человек, никто из них не выжил.

Читайте также
Черное крыло: Россия пытается спасти самолет, в который уже вложили больше $5 млрд Черное крыло: Россия пытается спасти самолет, в который уже вложили больше $ 5 млрд Из Иркутска на смотрины на МАКС-2019 перегнали три МС-21

Другой 737 MAX разбился в марте этого года в Эфиопии. Самолет авиакомпании Ethiopian Airlines летел из города Аддис-Абеба в столицу Кении Найроби. На его борту были 157 человек, среди них представители 35 стран, в том числе трое россиян. Все они погибли.

Специалисты, которые занимаются расследованием, предварительно пришли к выводу, что самолет спикировал и врезался в землю. На бортовом компьютере сработала программа, которая корректировала действия пилотов в фоновом режиме. Та же ситуация имела место на борту индонезийского Lion Air.

АКС утверждает, что обе катастрофы стали следствием безответственных действий и решений Boeing, которые выразились в дефектном проекте самолета и утаивании критически важной информации, цитирует FT иск. Boeing скрыл информацию о летной годности Max от потребителей по всему миру с целью убедить их купить самолеты, отмечается в документе.

Для Boeing иск АКС чреват миллиардными убытками. Один 737 Max 8 стоит около $ 60 млн., и только контракт с АКС оценивается в $ 2,1 млрд. А ведь 35 самолетов — лишь малая часть парка 737 Max.

К моменту остановки полетов у авиакомпаний по всему миру летало 389 самолетов 737 Max 8 и 737 Max 9 (более вместительная версия, их поставлено несколько десятков). Плюс у Boeing имелись 4636 заказов на Max.

И теперь эти авиакомпании несут крупные убытки. American Airlines сообщила, что простой самолетов обойдется ей в $ 350 млн., Southwest Airlines — не менее $ 200 млн., а Norwegian Air — примерно в $ 60 млн. Boeing уже заявил, что может потерять только от простоя около $ 1 млрд.

Ранее Boeing сообщал, что ведет переговоры со своими клиентами, и зарезервировал $ 4,9 млрд. на покрытие потенциальных претензий. Однако та же АКС от компенсации отказалась. Как заявил FT юрист российской компании Стивен Маркс, размер предлагаемой выплаты был неадекватен.

Пока Boeing обещает, что к осени завершит доработки по 737 МAX, и предъявит новую модификацию самолета на тестирование Федеральной авиационной администрации США. Но ясно и другое: крушение двух лайнеров из-за неполадок автоматических систем управления нанесли американскому производителю огромный репутационный ущерб. В этой ситуации могут вырасти продажи не только Airbus, но и менее крупных производителей. В том числе, из Китая и России.

Подкосит ли скандал Boeing, сумеет ли российский авиапром воспользоваться ситуацией?

— Наше самолетостроение сумело бы воспользоваться ситуацией вокруг Boeing, если бы наша отрасль была как до 1990 года, — отмечает заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР. — Тогда наше самолетостроение по мощи было сопоставимо с Boeing и Airbus. Но сейчас от него остались жалкие куски. Потому мы и летаем на западной авиатехнике — 95% пассажирооборота в гражданской авиации РФ выполняется на тех же Boeing и Airbus.

Мы сегодня западными концернам не конкуренты. Достаточно напомнить, что Минпромторг не может найти исполнителя для создания легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий на замену устаревшему Ан-2. А ведь речь идет о простейшем маленьком самолете.

Надо понимать: гражданское самолетостроение в России на сегодня убито. И прежде всего благодаря усилиям наших высших государственных чиновников.

«СП»: — Вернемся к Boeing. Как получилось, что концерн оказался в центре скандала?

— Boeing — самолетостроительная фирма № 1 в мире. И промахи, которые он допустил, оказались столь велики, что ситуацией занялся лично президент США Дональд Трамп. Именно он остановил полеты 737 MAX над Америкой, несмотря на титаническое противодействие лоббистов концерна.

На деле, в Boeing очень увлеклись бизнесом. Насколько, что Федеральная авиационная администрация США — мощнейший надзорный орган, жалким аналогом которого является наша Росавиация — передала государственную функцию сертификации воздушных судов самим самолетостроителям, то есть, «Боигну». И «Боинг» в итоге наворочал дел.

Поясню: именно сертификация позволяет государству полностью контролировать самолетостроителя. Выбирать лучшие проекты, но при этом требовать полного соответствия заданным авиационным правилам.

Так вот, Трамп обязал генпрокурора США заняться этим вопросом, и тот тут же порекомендовал президенту отстранить руководителя ФАА от занимаемой должности. Что Трамп и сделал — разогнал всю верхушку ФАА, и поставил там новых людей.

Трамп, я считаю, поступил абсолютно правильно. За сотни трупов в авиакатастрофах кто-то обязательно должен нести ответственность.

Замечу также, что Трамп таким решением поставил себя в сложное положение. Boeing входит в двенадцать крупнейших промышленных корпораций страны и «большую тройку» изготовителей вооружения и военной техники США. Концерн также является крупнейшим работодателем Сиэтлского промышленного района и Северо-Запада США в целом. Это сотни тысяч рабочих мест — которые, замечу, мы сами американцам отдали, угробив собственную самолетостроительную отрасль.

Читайте также
"Мотор Сич": Вашингтон поймал Украину на коварной измене «Мотор Сич»: Вашингтон поймал Украину на коварной измене США запрещают Киеву продать Китаю крупнейший завод авиадвигателей

Boeing — колоссальный бизнес-монстр, который питает казну государства, и который представляет США во всем мире. За «Боингами», напомню, покупатели выстраиваются в очередь.

Но Трамп не побоялся поставить концерн на место.

«СП»: — Теперь «Боингу» придется подвинуться с мирового рынка?

— Я так не думаю. Трамп наведет порядок в концерне и Федеральной авиационной администрации, и Boeing полностью сохранит лидирующие позиции. Именно таким, я считаю, будет исход, хотя сейчас проблем у концерна хватает.

«СП»: — Как выглядят перспективы иска «Авиакапитал-сервиса»?

— То, что мы предъявили претензии Boeing — это правильно. Замечу, что сумма иска по меркам концерна ерундовая. В России просто очень мало 737 MAX. Но в тех же США таких лайнеров сотни, и многие компании уже предъявили концерну претензии за простой бортов. Так почему нам этим не заняться?

Другой вопрос, что судебное разбирательство не будет быстрым. Подобные иски рассматриваются в течение как минимум года. И нам нужно очень ответственно подойти к предоставлению доказательной базы. Суд в Чикаго, я считаю, не станет специально занимать позицию на стороне «Боинга». Но и нам подыгрывать точно не будет.


Новости гражданской авиации: Черное крыло: Россия пытается спасти самолет, в который уже вложили больше $ 5 млрд

Авиапроисшествия: Пассажирский лайнер пролетел свыше тысячи километров на одном моторе

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Игорь Шатров

Заместитель директора Национального института развития современной идеологии

Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня