Министерство труда направило в регионы документ, обобщающий сведения о практиках, применяемых некоторыми субъектами РФ для улучшения условий жизни пожилых людей. Ведомство также рекомендовало органам исполнительной власти на местах распространить лучшие из них на всю территорию страны с целью увеличения активного долголетия россиян.
В качестве наиболее успешного примера ведомство привело проект, который функционирует в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) с 2012 года. В его рамках одиноким гражданам (женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет), которые не могут по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять и защищать свои права, местные органы опеки назначают помощника. Он принимает пожилого человека в свою семью и помогает в ежедневных делах за ежемесячное вознаграждение в размере 10,3 тысячи рублей. Конечно, при условии, что у пожилого гражданина либо нет совершеннолетних дееспособных детей, либо они по каким-то причинам не могут за ним ухаживать сами. Эта мера, уточнили в правительстве региона, помогает решить ряд социальных проблем, с которыми сталкиваются пожилые граждане: одиночество, психологический дискомфорт, ощущение ненужности и отчаяние от собственной беспомощности.
С одной стороны, улучшение жизни пожилых людей — как раз один из первоочередных вопросов, которым и должно заниматься государство. Но, с другой стороны, предлагаемые им к распространению на всю страну новации однозначно вызывают вопросы.
Насколько, в частности, идея о приемной семье для пожилых жизнеспособна? В том же ХМАО, как удалось узнать «СП», за 7 лет функционирования данной программы в регионе сумели создать в общей сложности 356 приемных семей для пожилых граждан, из которых действующими по состоянию на 1 августа оставались только 173.
К тому же, кто и как будет контролировать качество реализации данной инициативы? Российскую соцзащиту то и дело сотрясают скандалы с ненадлежащим уходом за несовершеннолетними, а тут речь идет о пожилом человеке, имеющем свои особенности поведения.
А что будет с институтом социальных работников, на которых сейчас лежит обязанность по уходу за пожилыми людьми? Если приемная семья для пожилых будет безальтернативным вариантом, это означает, что региональным органам опеки придется серьезно урезать свой штат.
Что касается последнего, то, как пояснили в приватном разговоре с корреспондентом «СП» люди, приближенные к руководящим структурам органов социальной защиты, в перспективе действительно рассматривается вариант полного закрытия бюджетных домов и пансионатов для престарелых. Содержать их дорого, объяснили журналисту, к тому же, затраты на обеспечение пожилых людей лекарствами и предоставление им специализированной медицинской помощи по линии соцзащиты растут. Государству гораздо проще и дешевле платить «приемным семьям» по 10−15 тысяч рублей в расчете на то, что за эту сумму люди готовы будут решать все проблемы пожилых людей. Это, во-первых, позволит высвободить и перенаправить на другие нужды значительный объем средств, а, во-вторых, даст возможность в последующем жестко спрашивать за срыв каких-то плановых показателей по социальной защите уже с конкретных частных лиц, а не с государства, которое вроде как создало людям максимально комфортные условия.
— Действительно, государству выгодна данная инициатива Минтруда, — подтверждает исполнительный директор благотворительного фонда «София» Ольга Глухова — Потому что содержание человека в доме престарелых обходится гораздо дороже 10 тысяч рублей. Сразу конкретную сумму не назову, но несколько лет назад в Москве и области это было примерно 50−70 тысяч рублей. Сюда входила и аренда земли, и содержание зданий, и все прочее.
Однако прежде, чем что-либо рекомендовать к применению, необходимо всесторонне изучить вопрос, считает член правления некоммерческого партнерства содействия улучшению жизни пожилых людей «Мир старшего поколения», кандидат экономических наук Рамаз Ахметели.
— Дьявол, как известно, кроется в деталях, — рассуждает он. — Одно дело, если в приемные семьи будут определяться одинокие люди, но способные сами себя обслужить. И совсем другое, если это будет действовать в отношении пожилых людей, нуждающихся в помощи. Здесь уже все будет зависеть от того, в какой конкретно помощи эти люди нуждаются. На все эти вопросы необходимо дать четкий ответ, прежде чем применять любую социальную технологию, а уж тем более такую неоднозначную.
«СП»: — Поясните.
— Если речь идет о том, чтобы достаточно самостоятельной и дееспособной бабушке или дедушке просто, как говорится, составить компанию, теоретически систему приемной семьи применить можно. Но тут не стоит забывать о том, что человек, прожив определенную часть жизни, приобретает определенный характер и имеет устоявшиеся убеждения. Так что здесь как минимум необходимо психологическое тестирование.
А уж если речь заходит о людях не способных себя обслужить в силу каких-то функциональных ограничений, то здесь встает вопрос не только о тестировании. Ведь пожилые граждане будут передаваться в приемные семьи с тем расчетом, чтобы те несли за них ответственность и осуществляли уход. Здесь необходимо не только тестирование, но и наличие определенных навыков и умений по уходу. Кроме того, такие люди гораздо сильнее зависят от окружающих, а в этом случае возникает большой риск нарушения в лучшем случае бытовых прав пожилых людей.
«СП»: — А в худшем?
— А в худшем можно говорить и об уголовно наказуемых деяниях в их отношении. Вплоть до угрозы физического насилия. Поэтому, полагаю, лучше бы эту задачу поручить некоммерческим организациям или частному сектору предпринимательства. По крайней мере, в их отношении все гораздо более урегулировано и организовано.
Кроме того, обращает внимание Ольга Глухова, 10 тысяч рублей — не слишком убедительная мотивация, чтобы брать на себя ответственность за комфортное содержание пожилого человека.
— Если проводить параллели с приемными детьми, то вознаграждение приемным родителям за малышей с особенностями развития доходит и до 50 тысяч рублей. Полагаю, в случае с пожилыми, конечно, речь должна идти о суммах, сопоставимых с теми, что тратит на содержание стариков само государство. Ведь принятие в дом пожилого человека означает, что так запросто уже никуда из него по своим делам не уедешь.
Правда, добавляет Ольга Глухова, в стране сейчас отсутствует институт контроля за подобными приемными семьями. В итоге следить за тем, должным ли образом, например, накормлена бабушка, очень проблематично хотя бы в силу того, что одинокие пожилые люди нередко беспомощны.
Все это, высказывают опасение некоторые другие эксперты, приведет в конечном итоге к тем же проблемам, которые актуальны и в сфере опеки несовершеннолетних. Не секрет, что многие граждане предпочитают стать многодетными приемными родителями не из лучших душевных, а из сугубо меркантильных соображений. Оформляя договоры сразу на 3−4 детей, они планируют получить максимум финансовых преференций, не особо заботясь о судьбе и воспитании малолетних. Тот факт, что одинокие старики получают сравнительно неплохие пенсии, а также нередко являются владельцами вполне приличной недвижимости, а также каких-то иных ценностей, превращает их в легкую добычу для аферистов.
Но, похоже, аналитики Минтруда не утруждают себя подобными размышлениями. В принятии решений наши чиновники привыкли полагаться на данные Росстата. А они, в частности, свидетельствуют — к настоящему моменту более четверти населения России находится за пределами трудоспособного возраста (37,3 миллиона человек). К 2036 году их доля (по высокому варианту) может вырасти до уже до 31,1%. Видимо, опасаясь при таких темпах потратить на содержание и помощь для одиноких пожилых людей хоть одну лишнюю копеечку из очень профицитного госбюджета, чиновники спешат сбросить со своих плеч заботу о стариках на посторонних людей (бюджеты которых отнюдь не лопаются от нефтяных сверхдоходов) под любым соусом.
Сомневаться не приходится — коль скоро указания сверху спущены, регионы исполнительно возьмут под козырек и сделают, как надо. Да, пусть последствия этого шага и приведут к непредсказуемым результатам, зато деньги в бюджете уцелеют.
Новости общества: Экс-министр Абызов стал фигурантом нового уголовного дела
Проблемы общества: Будущее пенсионной реформы: от гетто для стариков до эвтаназии