В правительстве опровергли новое повышение пенсионного возраста — до 70 лет для мужчин и женщин. Ранее о проработке такого решения заявил депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин. По его информации, в кабмине создана группа, которая занимается подготовкой второго этапа пенсионной реформы. Причина — первый этап не решил ключевых проблем, ради которых реформа затевалась.
«Доходная часть Пенсионного фонда снова требует дотаций — а это снова дополнительные расходы бюджета. При этом никто, замечу, не контролирует, куда идут инвестиционные средства из ПФР. Между тем, по данным моих источников, значительную часть этих вложений можно отнести к неэффективным. Внешне это выглядит практически как схема для растаскивания денег», — пояснил «Свободной прессе» Валерий Рашкин.
Здесь надо понимать: возможно, еще одного повышения пенсионного возраста действительно не будет. Возможно, в администрации президента сочли, что такого шага рейтинг Владимира Путина не выдержит. А на рейтинге главы государства, как на единственном суку, висит вся политическая система страны. Но нет сомнений, что второй этап реформы — перезапуск системы накопительных пенсий — в том или ином виде состоится. Принципиальное решение принято — спор идет вокруг формата и деталей реформы.
В рамках этой детализации, к примеру, 5 августа правительство одобрило законопроект о выплате негосударственных пенсий в 55 и 60 лет. Как тут же сообщила пресс-служба «Единой России», поправки в федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» будут рассмотрены уже в текущую осеннюю сессию.
Впрочем, не исключено, что единороссы слишком торопятся. Поскольку ясности нет в ключевом пункте.
Напомним, изначально предполагалось включение россиян в ИПК «по умолчанию» (чтобы не участвовать в системе, будущий пенсионер должен подать работодателю соответствующее заявление). Но после обвала рейтингов власти из-за повышения пенсионного возраста Путин потребовал сделать систему ИПК добровольной.
Однако категорически против этого варианта выступили финансисты. Они высказали резонные опасения, что добровольность не обеспечит необходимого притока средств в пенсионную систему.
Чтобы урегулировать это противоречие, требуется огромная лоббистская работа. Характерно, что в проекте бюджета-2020, и в проектировках на последующие годы индивидуальный пенсионный капитал пока не предусмотрен. Не предусмотрено и создание центрального оператора для администрирования взносов, перевода средств и ведения реестра участников.
Наконец, открытым остается глубинный вопрос — необходимость пересматривать законодательство об инвестировании средств пенсионных накоплений. Сейчас без ограничений можно вкладывать их только в гособлигации РФ и регионов. Все остальные инвестиции сопряжены с серьезными ограничениями, обойти которые так просто не получится.
Тем не менее, задача у игроков, лоббирующих второй этап реформы, ясная: зайти на рынок пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПО, и собирать дополнительные деньги. Потому что пенсионные отчисления — это отличный источник пополнений, который, при будущей разморозке пенсионных накоплений, будет давать хороший приток. В борьбе за контроль над этими финансовыми потоками, по мнению экспертов, и заключается истинная суть так называемой пенсионной реформы-2.
— Высшая школа экономики, которая тесно связана с экономическим блоком кабмина, действительно разрабатывает второй этап пенсионной реформы, — отмечает завкафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, экс-дипломат в ФРГ, США Николай Платошкин. — И этот этап, по моим сведениям, действительно предусматривает повышение пенсионного возраста. Правда, только для женщин — до 65 лет, как сейчас у мужчин.
Пенсионный возраст, как я понимаю, планируется поднять еще раз в 2024 году, когда Путин покинет пост президента. По сути, правительство разрабатывает новую фазу пенсионного геноцида.
Думаю, если женщины станут уходить на пенсию вместе с мужчинами, это их не сильно обрадует.
«СП»: — Кремль не опасается, что в результате рейтинги власти рухнут?
— Если народ и дальше будет голосовать за «Единую Россию» и ЛДПР — творцов пенсионной реформы — значит, он и новое повышение «схавает». Потому что, получается, все нормально и люди довольны.
«СП»: — Можно ли сказать, что цель второго этапа — дорваться до пенсионных накоплений, и пустить их на спекуляции?
— Я бы здесь не мудрствовал. Подход в пенсионной реформе простой: брать с людей деньги, и не давать им ничего взамен.
Напомню, по оценкам МВФ, только благодаря пенсионной реформе темпы роста российской экономики составили 1% ВВП. А вот если бы реформы не было, темпы роста были бы нулевые.
С точки зрения экономического блока — разве это не здорово?
Мы же сталкиваемся со страховщиками — автомашин, квартир. У них задача одна: брать с клиента страховые премии, но желательно ничего ему не возвращать.
С пенсионным страхованием картина та же самая. Пенсионным фондам так же важно получать с граждан страховые взносы, а по достижение пенсионного возраста ничего им не платить.
По сути, речь идет о том, как залезть гражданам в карман — только и всего. Власть как бы говорит нам всем: работайте до смерти, платите страховые взносы — но взамен вы ничего не получите.
— Государство меняет правила игры в выгодную для себя сторону, пользуясь тем, что договор социального страхования имеет форму закона, и заключается не с застрахованными, не со страхователями — а вроде как от имени государства, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Главное, власть и сейчас обходит молчанием вопрос: что с деньгами, которые были перечислены в НПФ раньше? Ведь обязательные отчисления на накопительную пенсию делала огромная масса населения: граждане, начиная с 1967 года рождения — около 40 миллионов человек.
Мало того. Гораздо больше денег, чем находится на счетах у застрахованных, НПФ держали в резервах. Фонды эти резервы должны были использовать, чтобы финансировать переживших период дожития.
Сейчас НПФ добиваются права выплачивать единовременную выплату вместо ежемесячной накопительной пенсии. Чтобы вышел человек на пенсию — вот ему несколько десятков тысяч единовременно и точка. Просто потому, что это дает НПФ доступ к резервам.
Фондам это выгодно, даже если остаток на счете клиента мизерный — скажем, 5 тысяч рублей. Выгодно потому, что резерв — скажем, 70 тысяч — тут же будет доступен.
Причем, невозможно выяснить, сколько у НПФ этих резервов. Но нет сомнений, что сумма очень и очень значительная. Перевод этой суммы в прибыль НПФ, с последующей дележкой этих денег — достойное завершение пенсионной реформы-2.
Пенсионная система: В. Рашкин: Пенсионный возраст поднимут еще раз — до 70 лет
Новости социальной политики: В ФНПР предложили правительству определиться с накопительной пенсией