Несмотря на агрессивную рекламную кампанию НПФ, им доверяют свои сбережения меньше половины российских пенсионеров. Похоже, виной тому — постоянные скандалы на рынке «частных» пенсионных фондов, которых Счетная палата и Центробанк обвиняют в массовом обмане клиентов.
За два года будущие пенсионеры потеряли 45 миллиардов
В рамках подготовки к старту новой пенсионной реформы, которую активно продвигает первый вице-премьер Антон Силуанов, Генеральная прокуратура начала проверку законности перевода накоплений граждан в НПФ.
Поручение о проведении проверки дал президент Владимир Путин еще в июле: первый заместитель генерального прокурора Александр Буксман сообщил, что региональные надзорные органы проверяют переводы накоплений за 2017−2019 годы.
Напомним, что любой гражданин вправе, написав заявление, передать накопительную часть пенсии в управление НПФ (два года назад в России их было 74, а сейчас остался 51). Правда, если человек оформляет такой переход чаще, чем один раз в пять лет, то он теряет инвестиционный доход. За последние два года в результате этого граждане потеряли почти 45 млрд. рублей!
Если в 2016 году, по данным Центробанка, в ходе переходной кампании из Пенсионного фонда России (ПФР) вывели в НПФ свои сбережения 4,9 млн. граждан, то в 2017 году этот показатель сократился до 2,8 млн., а в прошлом и нынешнем годах не превышал полумиллиона.
Сейчас, как отмечают в ЦБ, основная «миграция» происходит уже между разными НПФ: ограниченность поступлений увеличивает конкуренцию между ними, которая растет за счет более высокой доходности и активной рекламной кампании.
Еще два года назад тогдашний председатель Счетной палаты России Татьяна Голикова отмечала, что проблема незаконных переводов средств граждан из ПФР в НПФ (в том числе за счет фальсификации заявлений), а также между НПФ попросту замалчивается. И уже тогда Счетная палата направляла в Генеральную прокуратуру запрос по данному поводу, но результаты проверки достоянием широкой общественности так и не стали.
На сей раз, кажется, дело все же намерены довести до конца. Два месяца назад председатель Центробанка Эльвира Набиуллина провела совещание с представителями крупнейших НПФ, на котором заявила о масштабных нарушениях: «Несмотря на принятое законодательство, у нас остаются случаи недобросовестной практики: переманивания клиентов, неинформирования клиентов, когда люди теряют инвестиционный доход. И это, конечно, ненормально!».
За разъяснением ситуации «СП» обратилась к Петру Пушкареву, шеф-аналитику международной группы финансовых компаний TeleTrade.
«СП»: — Государство все продолжает «эксперименты» с пенсионной системой. Казалось бы, будущие пенсионеры должны окончательно разувериться в государстве, но нет — больше половины граждан доверяют свои сбережения именно ему, а не НПФ.
— В условиях, когда вся система негосударственных пенсионных фондов фактически давно приказала пенсионерам долго жить, единственный хоть сколько-нибудь морально, да и материально приемлемый выход — это недавнее предложение ПФР чаще отдавать гражданам накопительную часть пенсии.
Вот только неясно, о каких деньгах речь, потому что средней суммы пенсионных накоплений (если их вообще так можно назвать), хватает разве что на прибавку к пенсии по 282 рубля в течение 20 лет. В какие крохи превратятся через пять-семь лет эти и без того по меркам сегодняшних цен жалкие деньги, представить нетрудно.
Разумеется, нужно и очень правильно принять хотя бы запоздалое решение: чтобы просто выплатить эти накопленные деньги за один раз прямо в момент выхода на пенсию.
Стоило бы предоставить всем вообще клиентам НПФ при выходе на пенсию такой выбор: все деньги сразу целиком или же в виде пенсии, размазанной на 20 лет. Уверен, что многим больше пригодятся 30−50 тысяч рублей, выплаченных сейчас, а не «усохших» со временем в несколько раз. И уж тем более люди найдут, как распорядиться с умом суммой в несколько сотен рублей.
«СП»: — Но мы сегодня сталкиваемся с тем, что заявления граждан о смене ПНФ фальсифицируют, чтобы не выплачивать им инвестиционный доход. А если им разрешат забирать всю накопительную часть пенсии, не разрушит ли это окончательно систему НПФ?
— Да, есть такой риск. Но, может быть, в этом и состояла бы полезная «шоковая терапия» для НПФ, чтобы они начали бороться за клиентов уже по-настоящему: стремясь поприбыльнее крутить доверенные им средства и сокращая собственные издержки, в том числе идущие на зарплаты сотрудников и особенно руководства самих фондов.
Нескольким оставшимся в итоге на рынке действительно финансово устойчивым, уверенно чувствующим себя НПФ, полагаю, не должно составить труда убедить будущих пенсионеров, что фонд сможет и дальше распорядиться их деньгами лучше, чем это могли бы сделать сами граждане. А те, кого не убедят, заберут свое деньгами, что-то, может, и потратят, но остальное постараются выгодно вложить в депозиты в банках, в облигации федерального займа, в физическое или электронное золото
То есть, смогут самостоятельно, хотя на более «любительском» уровне заняться тем, чем безуспешно на протяжении последних лет занималось большинство «профессионалов» из НПФ.
«СП»: — Но ведь новую систему пенсионных накоплений чиновники также собираются строить за счет тех самых НПФ, которые, как вы говорите, дискредитировали себя. Где тут логика?
— Думаю, сейчас смогут учесть ошибки предшественников, обеспечив в рамках новой модели реально более эффективные возможности для управления пенсионными деньгами. Пока нам не сообщили официально на этот счет всех правил игры: кто будет управлять, и будут ли допущены к рычагам управления или хотя бы контроля сами граждане. Либо же будущему пенсионеру будет предпочтительнее действительно самому, нарабатывать себе тем или иным путем проценты к накоплениям на старость. А пока что, увы, именно к тому все и идет.
Пенсионная система: Накопительная пенсия: Очередная подачка обворованным старикам
Новости социальной политики: Пенсионная реформа-2: Власть опять сыграет с народом «в наперсток»