«Золотая Балка» — знаменитый винзавод севастопольской Балаклавы. Отменное шампанское и достойное сухое вино из собственного винограда. Сентябрь в «Золотой Балке» начался жутким пожаром. Яростное пламя стеной двигалось прямо на общежитие, где живут сезонные рабочие-кавказцы.
Чудом удалось избежать возгорания крыши и человеческих жертв. Четыре цистерны здешнего пожарно-спасательного отряда не справлялись. Когда к вечеру тушение все-таки завершилось, МЧС сделало вывод — огонь пошел со стороны поля. Якобы, причиной пожара стала искра, упавшая с опоры электропередачи на сухой бурьян виноградных рядов.
Никто в округе не верит в искру, «упавшую с опоры». Люди убеждены, что поле подожгли специально, четко рассчитав направление ветра на общагу. Кто поджег? Ответ один — «мстители».
Этот тупик за Балаклавой со всех сторон окружен виноградными посадками. В поселке «Первое отделение» живет меньше 500 человек. Труд виноградарей очень тяжел. До 2015 года агрофирма «Золотая балка» завозила сюда бригады из Донбасса и Запорожской области. Сейчас работают посланцы Дагестана и Чечни. Проще и, главное, дешевле.
«В первых заездах были нормальные ребята, — рассказывает журналистам сотрудница местного клуба. — Тихие, по вечерам приходили к нам на площадку, общались, играли с нашими детьми. Устраивали танцы для всех под национальную музыку». Разместили их в брошенном детсаду, но следующим летом было построено модульное общежитие. Теперь общага работает круглогодично, принимая 250−300 постояльцев. Главная проблема — сезонников из южных республик каждый раз набирают заново. Редко кто ездит на вахты регулярно. Настоящих тружеников поселок знает и уважает. Опытные виноградари-дагестанцы за день проходят 4 км с секатором в руках. Изнурительная работа, соответственно и зарплата — 55−60 тысяч на обрезке, до 115 тысяч в пик уборки.
Впрочем, немало приезжих довольны 400−500 рублями за день. Таких сами земляки называют «виноградными туристами». Выполняют минимальную норму и ложатся отдыхать: «Им больше не надо, они сюда от семей своих сбежали, чтобы расслабиться, чтобы никто не напрягал».
На севастопольской земле гости чувствуют себя прекрасно. Нравы гораздо свободней родного дома, на старших и бригадиров можно плевать. Особо буйных увольняют, чуть ли не силой отправляя обратно. Однако в следующих заездах — то же самое. Поселок терроризируют ночные пьянки, громкие разборки, бесконечный мат. Горячие парни разнесли спортивную площадку, открытую только год назад. После тренажеров и футбола — снова бухло.
На замечания местных реагируют с неприкрытой агрессией. «Чуть что, угрожают избить или вообще убить, — жалуются жители первого отделения. — Недавний случай, когда пришли в бар требовать пива. А у девочки в баре пересменка, она просила подождать. Один стал бросаться на нее: „Я знаю, где ты живешь — приду и семью твою вырежу“. Вызвали полицию, приехал наряд, видео с камер все подтвердило». В прошлом году мужики круто подрались с чеченцами. Говорят, южане напали первыми — четверо на одного. Поселковые вступились за своего. Кровь, жуть, люди прятались по домам. Нескольких участников драки отвезли в больницу шить раны. Полиция приняла заявления, и не предприняла ничего. Зачинщики спокойно отбыли вахту, без проблем уехали. Никаких задержаний, никто не наказан, даже показаний не давали.
Пожалуй, больше всего народ беспокоит, как южане относятся к женщинам: «Не привыкли видеть девчонок в шортиках и сарафанчиках. Кровь играет, глаза блестят. Открыто предлагают гадости всякие… Родители уже не выпускают на улицу девочек-подростков, и взрослые женщины по вечерам ходить опасаются». Последней точкой стало, когда здесь узнали, что к концу сезона «Золотая балка» планирует построить еще одно модульное общежитие. Значит, число приезжих достигнет пятисот человек — то есть, сравняется с населением поселка.
Напряжение взорвалось массовым сходом. «Нам страшно. Если они сейчас такое творят, что будет, когда их станет больше», — подобные письма-обращения разосланы губернатору Севастополя, главе муниципального округа, депутатам Госдумы и городского заксобрания. Характерная подробность. Административный директор «Золотой балки», депутат Балаклавского совета Игорь Ткачук прибыл на народный сход в сопровождении 30 полицейских. Убеждал, мол, второе общежитие будет совсем не таким. Модульную конструкцию переоборудуют на 38 «семейных» комнат, чтобы привлечь из Центральной России выпускников аграрных вузов.
Увы, Балаклава сильно сомневается, что перспективную молодежь заинтересует «модульная» жизнь посреди виноградников — в дикую летнюю жару, под проливными дождями и пронизывающим ветром межсезонья, когда по колено жирная крымская грязь. Люди бросили свои опасения в Сеть, а московская совладелица марки «Золотая Балка» Снежана Георгиева выложила в Инстаграм свой ответный гнев. Процитируем: «Какая отвратительная, наглая ложь!.. После таких грязных обвинений пропадает всякое желание работать и развивать Балаклаву. Все это похоже на заказную диверсии! Остается выяснить, сколько вам заплатили».
Этот Инстаграм — практически единственная реакция больших людей на события в виноградном тупике. Маленькие люди, устав терпеть, видимо, ответили сентябрьским поджогом. Сеть вовсю гудит темой «Севастопольской Кондопоги». Фейки не требуются, реальные факты валятся на голову один за другим. Балаклавский бунт чуть ли не официально считается четвертой ксенофобской вспышкой нынешнего года. Первым по-настоящему горячим прецедентом стало «мультикультурное» убийство на севастопольской стометровке — линии увеселительных заведений Артиллерийской бухты.
Бар «Бенефис», группа пьяных выходцев из Дагестана режет русского парня, отказавшегося плясать лезгинку. Информация прошла по большинству федеральных СМИ. Опубликовано видео драки. 42-летний Юсуп Шамсудинов, 37-летний Гаирбег Абдурахманов и29-летний Рашид Курбанов приехали работать плиточниками. Февральской ночью в кафе «Моцарт» выпили полтора литра водки и устроили несколько драк. Посетители-мужчины выгнали хулиганов. Троица направилась в соседний «Бенефис». На записи с видеокамер отчетливо видно, что подонки сразу начали оскорблять немногочисленных клиентов, угрожая всех «найти» и «зарезать».
Подошли к Олегу Маковейчуку, стали провоцировать на конфликт. Он единственный стоял в центре зала. Шамсудинов вытащил мощный строительный нож и сначала порезал сотрудника бара, пытавшегося остановить избиение. Потом нанес два ранения в грудь Олегу. Его земляки продолжали бить упавшую жертву.
Полиция приехала в «Бенефис» через 30 минут, убийцы успели убежать, но были задержаны той же ночью. В отношении Шамсудинова возбуждено дело по статье 105 ч. 1 УК РФ. Если говорить человеческим языком, квалифицировали как «простое» бытовое убийство. Абдурахманов и Курбанов вообще отсидели две недели за мелкое хулиганство, освободились и проходили по делу свидетелями.
Поначалу вдова Эрика Маковейчук обжаловала это решение в прокуратуре. Публично заявляла, что добьется переквалификации статьи на более тяжкую. В севастопольском отеле «Зюйд» прошла апрельская пресс-конференция, посвященная причинам и последствиям убийства. Представители власти не явились. Роль возмущенной общественности сыграли радикальный центр РОД, националистический «Спутник и Погром» и его южный филиал «Севастопольская альтернатива». С другой стороны серьезно присутствовали члены национальных землячеств и сотрудники «Центра Э» — Главного управления по противодействию экстремизму МВД РФ.
Вдова уже не хотела отвечать, заставляли ли мужа танцевать лезгинку. Эрика вдруг согласилась, что конфликт возник вовсе не на межнациональной почве. Кивала головой на утверждения о «банальной пьяной драке». Единственной ее просьбой было, чтобы виновные не ушли хоть от какой-то ответственности. Участники мероприятия вообще очень аккуратно подбирали слова, явно не желая сами превратиться в экстремистов.
Суть нынешней официальной версии: никто из злоумышленников лезгинки не хотел. Просто троица подвыпивших кавказцев встретилась с нетрезвым севастопольцем. Русский парень получил ряд ножевых ранений, оказавшихся смертельными. Следком возбудил правильное уголовное дело, преступник в тюрьме на родине — чего ж вам еще надо, хороняки?.. Наоборот, стоило бы не добиваться подробностей, а пожалеть несчастных южан, трудившихся на крымской стройке за смешные 18 тысяч рублей.
Пляж «Омега» — один из крупнейших в Севастополе, купальщиков море. 25 августа на многолюдную пешеходную зону «Омеги» ворвался черный тонированный БМВ с дагестанскими номерами. Толпа отдыхающих разбегалась из-под колес, прижимаясь к обочине. Семья с маленьким ребенком сделала замечание людям в крутой тачке. Из салона выскочили двое крепких молодых людей характерной внешности и разбили лицо главе семейства. Малыша отшвырнули в сторону, словно тряпичную куклу. Женщина получила серию жестоких ударов, ей пришлось вызывать скорую. Прекратил драку наряд полиции, но молодчики — братья Алиевы, продолжали выкрикивать грязную ругань. Вскоре на место инцидента прибыла группа поддержки. Несколько десятков бородачей окружили толпу, вынуждая людей разойтись.
Звучит злой карикатурой, однако дебош на пляже устроили срочники из 15-й ракетной бригады береговой обороны, базирующейся в районе Фиолента. Только через неделю Военный следственный отдел СК РФ признал, что проводит проверку по факту «избиения военнослужащими по призыву отдыхающих в Севастополе». Пресс-служба управления Следственного комитета по Черноморскому флоту уточнила, что по результатам проверки будет принято соответствующее процессуальное решение. Максимальная санкция предусматривает до пяти лет лишения свободы.
Больше информации нет, да и ту пришлось буквально выдавливать из военных. Тем временем город взорвался массовым возмущением. Даже севастопольские единороссы перед выборами решили отметиться на горячей теме. Региональное «ЕдРо» назвало случившееся «дерзким и вызывающим нарушением», вполне серьезно предложив правительству поставить у пешеходной зоны популярного пляжа «управляемый шлагбаум». Типа, чтобы дагестанские «бэхи» больше не давили горожан. С такой ценной инициативой выступил кандидат в депутаты заксобрания от ЕР, офицер Росгвардии Сергей Колбин. Его коллега Алексей Климов заявил, что любые попытки недопустимого поведения в Севастополе должны пресекаться на законодательном уровне. Как конкретно, не сказал.
По меньшей мере, странное заявление, ведь Россия имеет ворох законодательных норм, направленных на пресечение подобной борзости. Иной вопрос, что применяется закон неполно и избирательно. Например, после инцидента в «Омеге» правоохранители стойко молчали, отказываясь сообщать личности нападавших, их принадлежность к воинской службе и сам факт задержания.
Наоборот, провластные медиа вдруг начали твердить, что пострадавшая семья — это отдыхающие из Украины. Значит, веры им нет? Уточнение лидера общественной организации «Русский блок» Геннадия Басова, что избиты были жители Донецкой области, никак не повлияло на презрительность тона. По словам Басова, мужчина и женщина с ребенком «внезапно» покинули Севастополь, отправились домой и участвовать в процессе не могут.
Последним ксенофобским всплеском стало 30 августа. Двое выходцев из Чечни в недавно реконструированном парке Анны Ахматовой выпивали с девушками. Ходили в общежитие, потом вернулись в парк, продолжили пить. Один из джигитов потащил подругу в кусты. Вот как описывают финал истории: «…Между ними возникло недопонимание, она начала что-то кричать. На помощь прибежали местные парни, по всей видимости, начитавшиеся о зверствах кавказцев».
Реакция правоохранителей. «Потерпевшую» и чеченцев доставили в отдел. Девушка от подачи заявления отказалась".
Итак, получился факт насилия, над которым можно и нужно посмеяться. «Есть ли вопросы к кавказцами? Конечно, есть, — закругляет тему ramon-merkador — но когда начнется „Севастопольская Кондопога“, помните, что на 90 процентов в этом заслуга тех, кто качал межнациональный конфликт».
Не качать, значит, молчать? Ждать, покуда слухи раздует костром на ветру? Никто не спорит, в мирной победе Крымской весны есть серьезная заслуга посланцев той же Чеченской Республики. Делегации Грозного — политики, интеллигенция, деятели культуры — в самые тревожные недели 2014-го плотно поработали с адекватным татарским населением. Ну, а метнувшихся в горы меджлисовских боевиков остановил чеченский спецназ. Вскоре эти великолепные мужчины из военной полиции Южного округа навели порядок в Сирии.
На самом деле, севастопольцы хотят знать и чувствовать, что все мы — равноправные россияне, и требования российского закона едины для всех, русских и татар, украинцев и гостей с Кавказа. Наивное желание, но говорил же Владимир Путин: «Всегда в сознании российского гражданина Севастополь — особый город». И не пройдет здесь беспредел с лезгинкой, дагестанские наезды, накачивание гастарбайтерами. А иначе севастопольский гнев наверняка будет использован «братской» Украиной, мечтающей вернуться сюда на танках.
Крым российский: Крым: Жертвы «кровавого режима» обнаруживаются в самых неожиданных местах
Новости Крыма: Соловьёв прокомментировал слова Сенцова о планах «вернуться в Крым на танках»